ОДНОЙ СТРОКОЙ

О «Сокровенном» и не только

Выставка «Сокровенное», которая открылась недавно в Музейно-выставочном центре, будет любопытна всем, кто интересуется искусством.

Основу экспозиции составляют живописные работы народного художника России Валерия Полотнова. Среди пейзажей московского мастера серпуховичи могут увидеть довольно много изображений нашего города и его окрестностей. Впрочем, и другие картины заслуживают самого пристального рассмотрения, они наполнены светом и пространством, буквально манят изучить их повнимательнее. Вторая часть экспозиции представлена графическими произведениями Анастасии Полотновой – дочери Валерия Павловича. Прежде всего, эти работы интересны тем, что сделаны в технике литографии. Этим направлением в настоящее время занимается немного художников – уж очень трудоемок процесс. Суть данного метода в том, что рисунок создается на поверхности специально обработанного камня. Затем такая заготовка протравливается кислотным составом. На камень наносится краска и печатается оттиск – эстамп. Цветная литография еще сложней – для каждого произведения изготавливается не один, а несколько камней. Так что посмотреть «Сокровенное» действительно стоит. Перед открытием выставки Валерий Полотнов рассказал немного о себе, своем творчестве и творчестве дочери.

— Для начала поговорим об этой выставке. Как выбирали, какие работы представить, почему назвали ее «Сокровенное»?
— «Сокровенное», потому что мы с дочерью подбирали работы, которые волнуют нас и, как нам кажется, будут волновать зрителя. Именно этим соображением мы и руководствовались. Кроме того, я брал небольшие картины, этюды, поскольку зал не очень просторный, а работы должны вписаться в среду, в которой будут находиться. Каждая выставка – ответственное и волнительное событие. У меня их было уже много: в администрации Президента, в мэрии Москвы, в Арзамасе, Нижнем Новгороде, в Орле, в Брянске – всех не перечислить. Но все равно я волнуюсь, потому что всегда хочется, чтобы зрителю понравилось то, что ты делаешь. У каждого человека есть чувство прекрасного. Но когда он живет в каком-то месте, то привыкает, перестает замечать красоту, которая его окружает. Задача художника – показать, напомнить, донести все прелести места, которое он рисует. Надеюсь, у меня это получается.
— У Вас довольно много работ, изображающих Серпухов. Чем так приглянулся наш город?
— Я сюда приезжаю уже больше 10 лет, здесь был замечательный художник Александр Курочкин. Я с ним рисовал Серпухов и его окрестности. В итоге накопил достаточно материала, чтобы мной заинтересовались местные музеи. Так и получилась эта выставка. А вообще я люблю такие города, как ваш, здесь сохранилась старая архитектура, которая обладает особой прелестью, является неотъемлемой частью жизни, это очень сильно вдохновляет. Мне не интересно рисовать высотные здания мегаполисов. Есть сейчас молодые художники, которые родились и выросли среди асфальта и бетона, у них хорошо получается это делать. Я — человек природы, люблю пейзажи нашей Родины и малые города России.
-Если говорить о вдохновении, где лучше всего пишется?
— У каждого региона есть свои красоты. Я много где побывал, и везде находил интересные сюжеты для своих картин. Часто путешествую с охотниками и рыболовами – они занимаются своим делом, я – своим, а вечером сравниваем «улов». Периодически бывает, что у меня он оказывается богаче – всегда два-три этюда, а у спутников – как повезет. Могу сказать, что самое лучшее, что есть в нашей стране – это люди. Может быть, мне так повезло, но в основном по жизни я встречал хороших, добрых, отзывчивых людей. Всегда с теплотой, например, вспоминаю Мурманскую область. Суровый климат не терпит индивидуализма – там нужно действовать сообща, иначе не выживешь. Отсюда радушие тамошних жителей и, в том числе, к гостям. Пока мы с дочерью рисовали, нам из домов выносили угощение, чай, это было очень приятно. Вот, кстати, оттуда картина – побережье Баренцева моря и остовы рыбацких лодок. Здесь представлен этюд, по которому я впоследствии нарисовал двухметровую картину.
— Но выглядит этот этюд как самостоятельное произведение.
— Да, я стараюсь, чтобы каждый мой этюд был самобытным, готовой цельной картиной. Это Суриковская школа дает о себе знать. Каждое произведение должно быть интересно зрителю.
— Ваши картины по моему ощущению довольно жизнерадостные. Вот, например, осень, лужи, грязь, слякоть, но картина все равно довольно светлая, оптимистичная. Насколько Вы оптимист по жизни?
— Скорее оптимистический пессимист, но это не важно. Дело в том, что я люблю природу передавать через воздух, через настроение. Не использую слишком активный цвет, предпочитаю минорный лад, чтобы зритель погружался в мои работы и чувствовал при этом себя благостно. По этой же причине я не делаю картин «на злобу дня». Есть те, кто работает в репортажном стиле, но мне кажется, что с этим гораздо лучше справляются другие области искусства – та же журналистика, или фотография. Хочется, чтобы мое творчество не утратило актуальности через несколько лет, а продолжало жить во времени.
— Почему Вы выбрали для себя реализм? Пробовали себя в других направлениях?
— В молодости, конечно, пробовал. Мы ходили в музеи и копировали разные произведения, не только реалистические. Неплохо получалось, кстати, но это скорее была часть ученического процесса. Попадал под влияние разных художников. Но это все продолжалось как-то недолго, а потом я снова возвращался к реализму. Я даже не могу сказать, что я его выбрал – скорее он меня. Дело в том, что природу, которую я так люблю, невозможно выразить, скажем¸ в авангарде – как ни старайся, прежде всего, будешь выражать себя, а не красоту окружающего мира.
— Как Вы думаете, насколько Вы повлияли на то, что дочь тоже стала художником?
— Она пошла своим путем, выбрала не живопись, а графику. Скорее на ее творчество повлиял не я, а преподаватели – великие, как я считаю, графики, такие как, например, Воронков Николай Львович – один из известнейших литографов в нашей стране. Анастасия сейчас активно работает, ищет, экспериментирует, я ничего ей не советую и не поправляю – у нее есть к кому обратиться за критикой. Просто горжусь, что она упорно продолжает трудиться и искать себя, хотя сейчас молодым художникам довольно сложно.

Беседовал Евгений Краснов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх