ОДНОЙ СТРОКОЙ

О Крестовоздвиженском храме

В прошлом номере нашей газеты мы начали рассказ о церквях, некогда действовавших на территории фабрики «Старая мыза», ныне разрушенных. Всего их работало четыре, но увидеть мы можем лишь две - Печорскую церковь и Крестовоздвиженскую. Сегодня поднят вопрос о начале  возрождения в них церковной жизни. «ФПК «АЛЬТАИР ГРУПП» передает земли вокруг церквей Серпуховскому Благочинию.

О Крестовоздвиженской церкви есть запись в Центральном государственном архиве г. Москвы: о построении в городе Серпухове, на месте ветхой каменной Георгиевской церкви новой каменной Крестовоздвиженской церкви. Данные газете передал старший научный сотрудник Серпуховского Историко-художественного музея Андрей Пилипенко. В архиве указана дата: 12 декабря 1746г. Именно тогда в Серпуховское духовное правление поступил  Указ из Московской духовной консистории. Им (Указом) разрешено было «кузнецу Герасиму Севастьянову построить в г. Серпухове на месте ц. Св. Георгия новой церкви Воздвижения Креста с приделами Свв. апостолов Петра и Павла и Св. великомученика Георгия».  Указ был завизирован  Ея Императорским Величеством Самодержицей Всероссийской. А кузнец тот в  переписи  был включён в раздел «кузнецы, которые взяты из посада по указу Великого Государя в Приказ артиллерии на Пушечный двор». Сорокалетний меценат, как следует из книги  Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII вв.» был строителем   Казанской церкви в Серпухове и Никольской церкви в с. Карповское (на р. Сушка) Серпуховского уезда.  
Предписано было духовенству в первую очередь «церковными сосуды серебряными или по необходимости оловянными из чистого олова и алтарными и священнослужительскими облачениями хотя шёлковыми и книгами всего круга удовольствовать и те книги на имя тоя церкви по листам подписать. А когда та церковь с приделы состроя и таковым удовольствием учиня тому опись прислать в духовную консисторию при доношении с требованием о священии тоя церкви с приделы указа. И Серпуховскому Духовному правлению учинить оное по силе Ея Императорского Величества указу».
В дозорной и переписной книге церквей и приходских к ним дворов в г. Серпухове и Серпуховском уезде (Щитовской десятни) Ивана Васильевича Всеволодского, составленной по наказу патриарха Филарета в 1620 г., Георгиевская церковь уже была  описана как каменная. Но она пострадала от пожара и  потому «города Серпухова церкви великомученика Георгия вкладчик» артиллерийский кузнец Герасим Севастьянов подал в Московскую духовную консисторию прошение о своем желании выстроить  новый храм.
 Как пишет в своем труде историк И. Улитин, после осмотра храма управляющим Серпуховского духовного правления архимандритом Высоцкого монастыря Макарием и успенским священником Василием Евтихиевым каменная церковь действительно была признана ветхой. Прихожане храма, среди которых были одни из богатейших жителей Серпухова – парусинные фабриканты братья Николай и Василий Кишкины, собрали достаточно средств, чтобы построить огромный по тем временам храм, перед которым невольно останавливался каждый, кто приезжал или приходил в Серпухов со стороны Москвы.
Архаичная для XVIII столетия архитектура храма, предполагает автор, вероятно, воля заказчиков. В образе нового храма была сделана попытка повторить облик прославленных новгородских соборов. Основной темой художественного образа храма выступает колоссальный пятиглавый куб с выделенным четырехчастным алтарным объемом. Четверик двухстолпный, граненые барабаны его – ложные. Со всех сторон церковь окружала открытая арочная галерея на квадратных столбах, перекрытая цилиндрическим сводом. От западного входа в храм был переброшен переход с лестницей на колокольню. Колокольня, выстроенная немного выше церкви, была увенчана куполом с барабанчиком, завершенным шатром с главкой и крестом. Своим обликом, по мнению Улитина, колокольня почти полностью повторяла Евфимиевскую часозвонную башню Новгородского Кремля. На ярусе звона размещалось 11 колоколов. Самый большой колокол весил 100 пудов и имел надпись: «Сей колокол в российское государство въ град Серпухов церкви Воздвижения Честного Креста, Святых апостол Петра и Павла и великомученика Георгия при бытности священника Иоанна Алексеева, лит в Швеции во граде Стокгольме 1751 году месяца июня 20 дня, вывезен на российском корабле СПБ купца Ивана Еродионова Чиркина. ME FECIT GERH: MEYER HOLMIAE 1751 (Меня сделал Герхард Мейер в Стокгольме 1751).»
В законченный в 1755 год храм семья Кишкиных сделала щедрый вклад церковной утварью, пишет далее автор.  Дочерь Василия Кишкина Пелагея и его жена Акилина пожертвовали церковное облачение – ризу золотой парчи с малиновым шелковым оплечьем, на котором были вышиты изображения: Коронование Богоматери, под ним Знамение Пресвятой Богородицы, справа и слева святые великомученики Димитрий и Георгий. Под оплечьями надпись: «1749 года Апреля …дня города Серпухова девица Пелагея Васильева, дочь Кишкина, отдано в церковь Св. Великомученика и Победоносца Георгия» и ризу из серебряной парчи с вышитыми изображениями с живописными ликами посреди: Преображения Господня с предстоящими пророками Моисеем и Илией, а ниже их святители (без имен), с правой стороны Благовещение, а с левой Воскресение Христово, под ними Херувимы. Кругом оплечья надпись: «1758 года Августа 6 дня, города Серпухова, Фабриканта Василия Григорьевича Кишкина жена Акилина Васильева по обещанию купила в Киевопечерской Лавре и дала в церковь Апостолов Петра и Павла, в городе Серпухове, для спасения душ». Сам Василий Кишкин вложил в церковную ризницу серебряный ковш с надписью: «Чарка сия Василия Григорьевича Кишкина».
Церковную территорию окружала кирпичная ограда, выстроенная вместе с храмом. Она представляла собой невысокую стену с филенками, завершенную полочками. И церковь, и ограда были сложены из большемерного кирпича. При восстановлении ограду, понятное дело, будут менять, но пока по замыслу и Благочинного Серпуховского округа, и представителей «ФПК «АЛЬТАИР ГРУПП», здесь был бы логичен легкий забор, чтобы горожане видели подвижки в реконструкции.
Крестовоздвиженская церковь стала последним культовым сооружением, выстроенным в XVIII веке. Новых приходов в городе с трехтысячным населением больше не возникало, а все приходские храмы, некогда деревянные, к тому времени уже стали каменными.
В 1917 г. приход храма насчитывал 24 семьи, об этом есть записи в церковных архивах. После закрытия храма его здание было передано текстильной фабрике и использовалось как складское помещение. В результате сноса в 1930-х гг. колокольни, галерей на западном и частично на северном и южном фасадах, а также глав церкви Крестовоздвиженский храм почти полностью утратил свой первоначальный облик. От церковной ограды остался только небольшой фрагмент. С севера к четверику были пристроены хозяйственные помещения, проёмы южного фасада растесаны, арки галерей заложены.

В статье использованы материалы из личного архива И.И. Улитина.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх