ОДНОЙ СТРОКОЙ

Новый взгляд на религиозное искусство

Группа московских художников показала в серпуховском музее экспериментальный проект «Икона после иконы». На выставке, разместившейся в двух залах, представлены современные религиозные образы, выполненные в разных техниках и жанрах. Впрочем, никаких провокаций – экспозиция выглядит более чем пристойно и вряд ли оскорбит чувства верующих.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Главной идеей проекта «Икона после иконы» является осмысление религиозного искусства с учетом особенностей восприятия современного человека.
— Мы очень сильно завязаны на наше великое художественное прошлое, — говорит кандидат философских наук, художник-монументалист Антон Беликов. – Мы искренне им восхищаемся, любим и уважаем русскую классическую иконопись. Но время идет, и невозможно вернуться во времена Андрея Рублёва, чтобы работать так, как его современники. Мы считаем, что то копирование, которое сейчас существует, когда всё сводится к подражанию работам XV века, убивает искусство. Творчество должно идти от души, а оно превращается в механическое нанесение краски по раз и навсегда установленным канонам. Так быть не должно. Мы идём по тому же пути, что и древние художники, стараемся донести до зрителя своё видение Всевышнего и святых.
Действительно, судя по работам, представленным на выставке, современные художники не отрицают опыт традиционного искусства, а опираются на него, изучают старинные техники и материалы. Например, икона, изображающая апостола Павла, для человека непосвященного выглядит абсолютно каноничной. Кроме того, сделана она по технологии и под впечатлением от сохранившихся христианских реликвий VIII-IX веков. Нельзя не упомянуть и великолепную мозаику, выполненную в византийской традиции из весьма дорогостоящих материалов, таких, как итальянская смальта.
— Мы очень много работаем с мозаикой, и для нас это очень важное явление, — рассказывает Антон Беликов. – Это настоящее чудо, когда из простых камешков создаётся единый образ. В этом есть очень глубокий символический смысл. Здесь представлено несколько разных произведений с разным подходом к созданию образа и подбору материалов. Я, когда трудился над иконой, брал натуральные минералы – обрезки фрагментов отделки особняков богачей — этакие камни, отброшенные строителями. Кто Библию читал, тот понимает, о чем речь идёт, что «камень, отвергнутый строителями, сделается краеугольным». Отдельно хочу отметить, что мы на этой выставке показываем как современные иконы, так и картины, на которые молиться нельзя. Дело в том, что святость в изображении появляется благодаря надписанию – буквам, которые скрепляют образ с первообразом: Всевышним, Спасителем, Богоматерью… Есть признак, по которому настоящего иконописца легко отличить от ремесленника, который работает только для заработка. Верующий художник никогда не надписывает эскизы и наброски иконы, которые показывает заказчику, потому что тот всегда может отвергнуть образ, сказать, что он плохой. Чтобы не возникало хулы на Всевышнего, надписание нужно делать только в самом конце, когда работа уже закончена.
Почти все экспонаты, выполненные современными материалами, иконами не являются, их следует воспринимать как художественные объекты, а не предметы культа. Надписанные же вещи в основном выполнены по старым технологиям и с использованием традиционных техник. Есть, впрочем, и исключения. Так, например, показаны две необычные и яркие иконы, сделанные резьбой по специально обработанному папье-маше. Выглядят они довольно необычно и, наверное, придутся по вкусу не каждому.
Помимо современных работ, на выставке представлено несколько старых реликвий из фондов музея. Такое соседство создаёт контраст, позволяющий в полной мере оценить сходства и различия современного и классического религиозного искусства.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх