ОДНОЙ СТРОКОЙ

Незримые узы православия

Паломнические поездки всегда подразумевают посещение святых и памятных мест, поклонение различным святыням. И в то же время паломничество было и остается видом путешествия, какие миллионы людей ежегодно совершают   по всему миру. И число таких путешественников растет год от года. Попечительский Совет при женском Введенском Владычнем монастыре давно установил традицией такие путешествия по святыням России. А не так давно попечители обители  в составе паломнической группы из России побывали на Афоне:   есть у Серпухова древняя и незримая связь со Святой землей.   

«Основной особенностью паломничества на Афон является то, что в поездку отправляются не только глубоко верующие люди, но и те, кому просто интересно посмотреть древние святыни, о которых, спустя столетия, слагают легенды… Возможно, поездка для большинства паломников может показаться не простой, но это практически одно из первых испытаний, которое им дарует Господь…» — так говорят священнослужители.
— Считается, что во всём мире существует лишь несколько мест, посетив которые, задумываешься в очередной раз по-настоящему о бытии, мире, человеке, о своих грехах, святости и Боге. Одним из таких мест является Святая Гора Афон, — рассказал после паломничества член Попечительского Совета женского Введенского Владычнего монастыря Алексей Николаевич Царьков. – И когда мне впервые представилась возможность совершить паломническую поездку, я отправился не задумываясь. Те, кто изучал православную историю города, прекрасно знают, что первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, удалившись на Афон, в 1395 году передал из Константинополя с греческим иеромонахом Виктором посылку с иконами и утварью для новопостроенного храма Зачатья Богородицы. В их числе семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкого».
Этот факт – получение чина — называют выдающимся событием в русской культуре. Автор Высоцкого чина был большим мастером, опиравшимся на богатые традиции и опыт, накопленные византийской живописью. Событие это произвело сильное впечатление на современников, и о нем еще долго вспоминали в церковных сочинениях. Сейчас предполагают, что связь серпуховского монастыря со своим первым игуменом (а через него с константинопольскими и афонскими центрами книгописания) была достаточно регулярной, а получение художественных и книжных посланий из Константинополя было событием не так уж и редким. Однако появление в Серпухове «Высоцкого чина, крупного произведения византийской иконописи, вызвало более сильный и широкий резонанс. Есть гипотеза, что Андрей Рублев мог быть иноком в Высоцком монастыре в 1380-х гг., а если это так, то тогда можно было бы считать, что именно в Серпухове Рублев начал путь художника. Иконы «Высоцкого чина» после закрытия монастыря выставлены в «Третьяковской галерее».
И ещё одной незримой духовной нитью Серпухов связан с Афоном — с обителью Ватопед. Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Это уникальный соборный храм. О нём можно рассказывать бесконечно долго. Но есть самое интересное для серпуховчией, можно сказать, совпадение. По обеим сторонам его притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает чудотворный образ Божией Матери. В чём связь — спросит обыватель. А в том, что приделы Николая Чудотворца и Димитрия Солунского есть и в нашем Троицком Соборе.
— Огромное впечатление производит храм Димитрия Солунского в Салониках, — делится участник паломнической поездки, член Попечительского Совета Роман Горбунов. — Святой хорошо известен в русской Православной церкви, поэтому посещение храма, где находятся его мощи, вызывает особые духовные ощущения. Да и жизнь св. Дмитрия интересна и поучительна. Очень вдохновляет, что уже больше тысячи лет люди приходят и молятся в этом месте. Восхищает мужество греков, которые страдали за веру и платили туркам во время оккупации, чтобы храм не стал мечетью. Эта церковь наполнена особой атмосферой, выделяющей ее из целого ряда других. Древние фрески, следы руин, мозаичные иконы радуют глаз не только верующих, но и ценителей музейных экспонатов. Музей и храм, который является олицетворением истории города и его продолжающейся жизни, церковь святого Димитрия придутся по душе не только воцерковлённому человеку, но и просто эстету, любознательному туристу.
На особом месте у каждого российского паломника Русский на Афоне Свято – Пантелеимонов монастырь. Наша группа побывала там в первую очередь, обычно все русские паломники используют это святое место как отправную точку для поездок по другим святыням. Эта величественная обитель, расположенная в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта, поистине поражает воображение, а многоэтажные здания вокруг неустанно напоминают о русском присутствии там.
В главном соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря хранятся честная глава этого великого святого, составляющая утешение и бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от честной главы св. влмч. Пантелеимона Целителя.
Одно значение обители – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов. Но еще Константин Леонтьев, русский философ XIX в., говорил, что если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон как Святыня Православия имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.
Паломникам из Серпухова удалось посетить старца Гавриила – одного из самых известных современных афонских старцев. Не одно десятилетие он подвизается в келье Святого Христодула близ столицы Афона – города Кареи. Количество паломников, которые стремятся увидеть старца, не поддаётся исчислению. Сотни людей приезжают к нему в келью и тысячи приходят к нему за благословением, когда он выезжает за пределы Афона.
— Поражает его мудрость, — поделился впечатлениями Роман Горбунов. – Поражают его книги, его слова об Отечестве. Старец говорит о том, что мы должны любить земное Отечество, говорит о том, что мы должны быть заинтересованы в его благоденствии. Он любит русский народ.

Вчитайтесь в строки из книги старца схимонаха Гавриила Святогорца (Карейского):
«У русского народа есть вечная похвала и нетленная слава в виде неисчислимо неисчислимых хоров преподобных святых и мучеников, которых Бог даровал ему. По моему скромному суждению, сегодня русский народ, в сравнении с другими народами земли, совершеннейший народ, превосходнейший, святейший, подобающий, нравственнейший, добродетельнейший, величественнейший, наисветлейший. Ни один народ и ни одно племя, живущее сегодня под солнцем, не может состязаться с русским народом в любви и преданности Богу и в делах милосердия и человеколюбия».

Итак, зачем же россиянину ехать на Афон? Наверное, потрудиться духовно, молитвенно. Или хотя бы просто увидеть места, о которых столько читали и слышали, где подвизались афонские старцы. Ведь между Святой Горой и Россией существует совершенно особенная, неосязаемая духовная связь.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх