ОДНОЙ СТРОКОЙ

Наследие художника

В Музейно-выставочном центре разместилась великолепная экспозиция картин Александра Курочкина. Это первая для серпуховичей возможность посмотреть работы мастера, с тех пор как его не стало. Мастер натюрморта, интерьера и пейзажа скончался в прошлом году. Этот человек был знаком многим в нашем городе и за его пределами. В разные годы он руководил детской художественной школой и музеем, а также преподавал на худграфе Педагогического колледжа.


Большинство работ, вывешенных на втором этаже МВЦ, является частью выставки, созданной еще при жизни художника – к его 65-летию. Располагалась экспозиция в музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское», затем переместилась в Поленово и только теперь вернулась в Серпухов. В собрание вошли самые знаковые работы мастера: интерьеры, натюрморты и пейзажи, созданные с 1970 года. К ним также добавились картины из дома художника и его мастерской. Многие из них до сей поры на суд зрителей не выставлялись.    
—  Мы постарались сделать максимально разноплановую экспозицию, которая лучшим образом характеризовала бы творческий путь Александра Ивановича, — пояснила куратор выставки Жанна Алейникова. – Здесь есть работы, которые, скорее всего, не видели даже те, кто часто бывал в мастерской Курочкина.  В частности, представлены два индустриальных пейзажа – совершенно не характерных для мастера. Возможно, это картины к его дипломной работе, когда он учился в Орле, но это только наше предположение.
Александр Курочкин был приверженцем реализма и строго следил за тем, чтобы цвета на картине были максимально приближенными к действительности. Лучше всего это заметно в интерьерных работах художника. Любой художник знает, насколько сложно достоверно изобразить обычную комнату: увидеть каждый каприз солнечного света, играющего на многочисленных предметах, найти те самые, трудноуловимые  для неопытного глаза нюансы, которые заставят стороннего наблюдателя засомневаться – не фотография ли перед ним.
С этой задачей Александр Иванович справлялся виртуозно. Например, любой, кто хотя бы раз бывал в серпуховском музее, без труда узнает изображение «Белого зала».
Одной из отличительных особенностей творческой деятельности художника были его натюрморты. Специально для их создания мастер собрал большую коллекцию предметов, которые с удовольствием писал сам и предлагал ученикам.
— У него в мастерской располагалось такое количество антиквариата, которое есть не в каждом магазине, — вспоминает ученица живописца, преподаватель Губернского профессионального колледжа Наталья Кириллова. – Керосиновые лампы, керамика, бутыли, медная посуда. Он выстраивал из них самые разные композиции. Мы тоже их брали для своих работ. Работы, которые я нарисовала с его натюрмортными предметами, названы в его честь.
Ученики Курочкина вспоминают художника как очень деликатного и сдержанного человека, который, указывая на какие-то недоработки, всегда был очень тактичен.
— Он для нас был не просто учителем, который преподает какой-то предмет, а настоящим гуру, примером во всем, дарил нам понимание — как радоваться жизни, рисуя картины, — вспоминает Мария Краюшкина. – Его мастерская была для нас домом, мы приходили туда ранним утром и уходили вечером. Причем двери были распахнуты для всех, кто хотел, – не только для дипломников.
Александр Иванович был очень плодовитым художником и оставил после себя очень богатое наследие – около 500 картин. К сожалению, его дальнейшая судьба пока не определена.  Может статься, что в будущем работы разойдутся по частным коллекциям и нынешняя выставка — последняя возможность увидеть их вместе.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх