ОДНОЙ СТРОКОЙ

Ломберный столик и кое-что еще…

Пожалуй, нет в Серпуховском историко-художественном музее ни одного зала, в котором бы находились исключительно одни картины. Интерьер комнат мараевского особняка щедро дополнен и предметами старинной мебели как русского происхождения, так и западного. Попала она в музей разными путями, и, помимо чисто художественных достоинств, у каждого ломберного столика, навесного шкафчика или парадного «кабинета» есть и своя история, крепко-накрепко связанная с историей жизни его предыдущих хозяев. Но обзорная экскурсия по залам музея так скромна по времени, что чаще всего бывает не до мебели, о картинах бы успеть рассказать… А потому сегодня я поведу вас в музей исключительно ради старинных «пузатых» шкафчиков и ломберных столиков, потертых кресел и парадного «кабинета», украшенного полудрагоценными камнями.

Пройдя по всем залам музея, даже неискушенный посетитель легко заметит, что чаще других предметов мебели ему попадались на глаза разного рода столы и столики: низкие и основательные — преддиванные, изящные и легкие – дамские, с пышным цветочно-ленточным орнаментом — парадные, и на первый взгляд ничем не примечательные — ломберные. Для чего нужны «дамские», «парадные» и «преддиванные» всем понятно, а вот по поводу ломберных столиков вопросы возникают с достаточной регулярностью, и звучат они примерно так:

«А для чего они нужны?»
Сейчас, наверное, трудно представить, как коротали свои вечера без телевизоров, сотовых телефонов, интернетов и «одноклассников» хозяева старинных усадеб прошлых веков. Бедные они бедные…
Вот и приходилось им заводить крепостные театры и оркестры, литературные и музыкальные салоны или организовывать балы. Но чаще всего они… банально играли в карты! И потому в каждой, даже весьма скромной усадьбе, была своя коллекция ломберных столиков разной конфигурации и размеров, какие сегодня в «широком ассортименте» представлены в Серпуховском музее. Оно и понятно: музейная коллекция мебели большей частью пополнялась именно за счет поступлений из прежних богатых усадеб: Семеновской Отрады, Остафьево, Райсеменовского и других. И название свое – «ломберный» (с ударением на первом слоге) — эти столы тоже получили от популярной карточной игры «ломбер», которая в России вошла в моду в екатерининские времена. А еще играли тогда в вист, бостон, брелан, макао, экарте, преферанс. Помните, как это было описано Пушкиным в его «Евгении Онегине»? «Столы зелёные раскрыты: зовут задорных игроков в бостон и ломбер…»
У каждого такого ломберного столика обязательно была откидная крышка, и она действительно всегда была обтянута зелёным сукном: на нем мелом записывались ставки игроков, а потом ненужная запись стиралась специальной щеточкой. Поэтому ломберные столики имели еще и выдвижные ящички – для хранения этих принадлежностей. И вот что интересно: хоть и было у таких столиков сугубо практическое назначение, тем не менее делались они всегда с большим изяществом. К примеру, вот этот ломберный столик из первого музейного зала, где представлены парадные портреты…
Он был изготовления в Росси еще в 18 веке, и время наложило отпечаток на его немолодое «лицо»: морщины-трещины избороздили его… Но если присмотреться к нему внимательней, то столик этот не так уж и прост, как кажется. Его верхнюю крышку украшает тонкий растительный орнамент в английском духе, а по краям хорошо видны цветочные вазоны. В центре всей этой композиции – нечто, напоминающее по форме улитку. Поди догадайся, что это не что иное как волынка — давно забытый музыкальный инструмент. Не так прост этот столик и с точки зрения фактуры. Чтобы сделать его, были использованы сразу несколько пород деревьев: орех, красное дерево и два вида весьма популярной у русских мебельщиков карельской березы.
Тема столиков для карточных игр найдет свое продолжение и в следующих залах музея. Они будут разными по фактуре, форме по размерам, и роднить их будет только одна деталь — зеленое сукно на откидной крышке. А для чего оно, вы уже знаете…

Парадная мебель типа «кабинет»
Что же касается западноевропейской мебели, то, безусловно, самым изящным произведением мебельного искусства стиля барокко является так называемый «кабинет». Увидеть его можно в последнем зале, где представлена живопись Италии и Франции. В наш музей этот шедевр мебельного искусства попал в 30-е годы прошлого века из усадьбы Остафьево, что принадлежала когда-то князьям Вяземским, и где часто бывал Александр Сергеевич Пушкин. А изготовлен «кабинет» был в Италии еще в 17 веке и сейчас ждет своей очереди на реставрацию, а потому увидеть его в открытом виде посетители не могут. Но мы попробуем открыть его черные дверцы…
Перед нами предстает фасад каменного здания в миниатюре. Здесь есть все, что должно быть у настоящего парадного особняка: цоколь, окна, ниши для фасадных скульптур, фронтон, колонны. Более того, все эти архитектурные элементы щедро инкрустированы вставками из полудрагоценных камней: лазурита, родонита, разных оттенков яшмы и агатов. И все эти частички фасада — не что иное как очень функциональные выдвижные ящички, в которых можно было хранить и ценные бумаги, и деньги, и всевозможные дамские украшения.
До появления таких «кабинетов» их роль выполняли всевозможные ларчики, которые были гораздо скромнее по размеру, но тоже состояли из множества выдвижных ящичков для хранения всего самого сокровенного и ценного…

Вместо эпилога
Сегодня из всего многообразия музейной мебели мы выбрали для знакомства только два экспоната: скромный ломберный столик русского происхождения и парадный итальянский «кабинет». Ну, а как же обещанный «пузатый» шкафчик? Почему не выбрали знаменитый мараевский шкаф с оригинальными вставками в технике «игломизе»? Как принято сейчас говорить: «это будет уже совсем другая история». И мы ее обязательно расскажем в следующий раз…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх