ОДНОЙ СТРОКОЙ

Кто облегчит жизнь больному?

В серпуховской квартире с убранством еще советской поры каждый день как последний идет борьба между жизнью и смертью. В жутком противоборстве человека с неизлечимой болезнью, с ее мучительными болями, с бессонницей и с одним лишь желанием «только бы боль отпустила», любая помощь - как якорь спасения.Прикованному к постели больному 75 лет. В глазах и на бледном лице пожилого мужчины застыла боль - ночью снова были приступы страшной боли. У него рак кишечника - ужасный диагноз, который поставили  четыре года назад. Однако старик не сдается. В борьбе за жизнь больному помогает, насколько хватает сил, его 74-летняя супруга. Она ежедневно моет, чистит, убирает и готовит специальное питание. Пожилая женщина выглядит измученной и усталой - все-таки возраст дает о себе знать, но при словах «хоспис на дому» ее лицо проясняется.

— Вы знаете, когда к нам стали ходить медсестра и соцработник, — говорит женщина в годах, — я просто вздохнула с облегчением. Недавно я попробовала сходить в магазин сама, но после ночных приступов мужа не выспалась, и чуть не завалилась по дороге. Теперь жду прихода работников хосписа, одной ходить страшно…если со мной что-то случится, кто ж за мужем будет смотреть?..
Оказывается, что «хоспис на дому» — отделение, которое образовалось всего-то пару лет назад по инициативе директора Серпуховского городского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Е.В. Горшковой, — и теперь обслуживает больных с неизлечимыми недугами.

— Когда человек неизлечимо болен, то проблема касается не только его одного, но и всей семьи, — рассказывает нам Елена Горшкова. — Вопрос появления хосписа, а точнее — его отсутствия, назрел в Серпухове сам собой. В основном мы обслуживаем людей, страдающих онкологическими заболеваниями. 
По неофициальным данным, больных раком в городе все больше и больше. Среди них очень много пожилых и одиноких серпуховичей. Причем есть такие формы болезни, когда за больным нужен специализированный уход.
По словам Елены Владимировны, первый хоспис в Московской области появился в Дубне несколько лет назад. Она, побеседовав с местными онкологами и с главврачами, поняла, что подобная служба необходима в Серпухове. 
Вскоре, в сентябре 2007 года, хоспис появился в Серпухове. Его назвали специализированным отделением социально-медицинского обслуживания «Хоспис на дому». Новая служба финансируется государством. Поэтому все услуги, которые оказывают работники хосписа, — бесплатные. Возглавила отдел И.И. Нечитайло.
НУЖНА ПОМОЩЬ
Стоит отметить, что задачей работников созданной службы хосписа является не только помощь больным, но и поддержка членов семьи. По словам заведующей отделом Ирины Нечитайло, для их подопечных каждый приход работника хосписа — праздник. Помимо решения житейских проблем — сходить в магазин, отсидеть длинную очередь за рецептами на лекарства, правильно промыть раны или язвы — сотрудники хосписа поддерживают людей морально. Поэтому в состав отдела входят как медицинские сестры, так и соцработники.
Социальные работники выполняют разнообразные бытовые услуги. Они оплачивают коммунальные услуги, покупают продукты, получают по рецептам лекарства в аптеках. Однако ухаживают на дому за больными медицинские сестры. Кроме того, что сами помогают пациенту, используя специальные методики, они рассказывают и показывают родственникам, как переворачивать больного, чтобы не было пролежней, чем можно и нельзя кормить пациента.
Как рассказала нам Ирина Нечитайло, отдел хосписа состоит из пяти специалистов по социальной работе, трех медицинских сестер и трех социальных работников. Однако кадровая проблема остается нерешенной.
— В данный момент нам не хватает одной медсестры, — сетует завотделом хосписа. — Она, к сожалению, уволилась. Медсестер вообще мало — надо бы пять. Но на нашу зарплату и на такой объем тяжелой работы желающих нет. 12 тысяч рублей — это не такая высокая зарплата при нашем характере работы.
По словам Ирины Ивановны, сложность работы для медицинских сестер состоит в том, что отделение обслуживает весь город, без разделения на участки. К тому же «Хоспис на дому» является учреждением, в котором не идет медицинский стаж.
— Обслуживать город в целом значит, что медсестра должна получать медикаменты и общаться с врачами всех поликлиник, к которым прикреплены наши больные, — рассказывает Ирина Ивановна. — Иногда за день у медсестры на обходе может быть 4 поликлиники!
Масштаб работы такой, что очень много времени уходит на передвижение по городу. Плюс отдельная проблема для медработника хосписа — это очереди.
 — В самом крайнем случае, если очень хорошо попросить, то через одного еще могут пропустить, — говорит Ирина Нечитайло. — Все зависит от того, кто сидит в очереди. В основном к врачам идут пожилые, тяжелобольные люди, поэтому их тоже можно понять. Но раньше было немного иначе — когда только начинала развиваться эта структура, у нас были привилегии. И в магазинах без очереди пропускали, и в транспорте бесплатно ездили. А теперь все за деньги и все в очередях!..
ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ
— Я помню одну девушку, у которой был рак надпочечников, — вспоминает Ирина Нечитайло. — Молодая — всего 30 лет. Ее мама почти все делала сама. Семья обычно старается не показывать свою боль и все эти страшные вещи. Но когда по времени родные уже не успевали, мама девушки обратилась к нам. Но мы можем в день одному больному уделить только два часа, а на остальное время, как в данном случае, приходится нанимать сиделку.
Несмотря на это, рабочего времени зачастую не хватает на помощь нуждающимся. И тогда «девочки» (так ласково называет своих работников заведующая) выходят в выходные — волонтерами. То есть в свое личное нерабочее время.
— Все девочки моего коллектива — очень внимательные и душевные люди, — говорит руководитель службы хосписа. — Они не могут бросить человека, если видят, что ему вообще некому помочь. Тогда они выходят и работают просто так, не требуя ничего взамен. В основном работники отделения для неизлечимых пациентов — люди пенсионного возраста. У моих сестер милосердия золотые руки! Они очень легко относятся к больным с кровоточащими ранами. Делают всевозможные перевязки, обрабатывают раны, обучают родных, как правильно это делать.
Поскольку отделение маленькое, количество обслуживаемых людей тоже небольшое — всего 20 человек на весь город. К сожалению, места освобождаются только тогда, когда очередной пациент уходит из жизни…
ПОМНЯТ КАЖДОГО
За все время существования «Хосписа на дому» — с сентября 2007 года — через добрые руки работников прошли 82 пациента. Большинство из них — больные онкологией. Одну из таких подопечных удалось выходить. Длительные сеансы терапии и должный уход позволили женщине победить болезнь. Она пошла на поправку. Но так получается не всегда. Часто люди, имеющие онкологические заболевания, поздно обращаются к врачам, поздно встают на учет. И как следствие — спасти их уже невозможно.
— Наш хоспис дает людям надежду, – говорит Ирина Нечитайло. — Надежду прожить последние дни своей жизни без страха боли и одиночества. Полноценно использовать оставшееся время. Если нельзя исцелить, то надо хотя бы попытаться облегчить жизнь больному. Это наше кредо. Каждый, кто лично столкнулся с этой проблемой, знает ей цену. Но за смерть нельзя платить деньги! Именно поэтому наши услуги бесплатны для каждого нуждающегося.
Все, кто обслуживается «Хосписом на дому», — инвалиды 1-й и 2-й групп. Среди них — не только онкобольные, но и люди, перенесшие тяжелый инсульт или инфаркт. 
— Вы знаете, больные, которых мы обслуживаем, не любят говорить о себе, — поделилась с нами Ирина Нечитайло. — Они не хотят, чтобы о них писали, говорили — не желают делиться своей болью ни с кем. Но нам постоянно приходят в отделение открытки, благодарственные письма, и мы все это бережем, подшиваем в специальную папочку. Мы помним каждого больного.
Екатерина Евсикова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх