ОДНОЙ СТРОКОЙ

Кто написал портрет Адриана Дивова

Основную часть западноевропейской коллекции Серпуховского историко-художественного музея составляет та коллекция, которую по завершении строительства своего особняка Анна Васильевна Мараева купила у московского коллекционера Юрия Мерлина, это общеизвестный факт. Благодаря этой коллекции в нашем музее есть уголок и фламандской, и голландской, и итальянской, и в том числе немецкой живописи. И когда заходит речь о последней, то первым делом экскурсовод обращает внимание посетителей вот на этот блестящий парадный портрет Адриана Ивановича Дивова. Но у этого портрета есть еще и небезынтересная история...

Поначалу он приписывался кисти немецкого художника Иоганна Батиста Лампи-старшего, что было зафиксировано на самой раме, но, как оказалось, писал русского сенатора екатерининского времени совсем другой художник. Ошибка в авторстве была замечена сравнительно недавно, когда в Музее изобразительных искусств имени Пушкина был обнаружен портрет жены сенатора, графини Елизаветы Бутурлиной, подписанный известным немецким художником швейцарского происхождения Антоном Граффом. В основной экспозиции пушкинского музея этот портрет не выставлен, но он всем хорошо известен, поскольку часто экспонируется на временных выставках. Сравнительный анализ серпуховского портрета Дивова и портрет его жены из ГМИИ показал, что оба они были написаны одной рукой и в одно время. И поскольку в авторстве женского портрета сомневаться не приходилось, пришлось изменить этикетку и на серпуховском мужском портрете…
Изображенный на нем Адриан Иванович Дивов был сыном московского генерал-полицмейстера, и его жизненный путь был во многом типичен для представителей русской аристократии того времени. Он был участником нескольких морских сражений Русско-турецкой войны и за проявленную храбрость был награжден «Георгием 4 класса», а позднее пожалован тайным советником и сенатором. Жена Адриана Ивановича Дивова графиня Елизавета Петровна Бутурлина слыла дамой весьма авантюрной и эксцентричной и была замешана в скандале, связанном с составлением сатир на саму Екатерину Великую и ее фаворитов. Императрица не оставила пасквили без внимания и выслала обоих супругов из столицы. Долгое время они поочередно проживали то в Вене, то в Париже, то Карлсбаде (нынешних Карловых Варах). В Россию они вернулись уже в начале 19 века и поселились на Малой Дмитровке в Москве, где и умерли почти в одно время. У супругов было трое сыновей, и последний, Николай Дивов, участвовал в Бородинском сражении. Проделав с армией весь заграничный поход, Дивов стал очевидцем исторического момента — сдачи Парижа.
Сейчас уже трудно с уверенностью сказать, когда и при каких обстоятельствах Антон Графф портретировал русских изгнанников, то ли во время их проживания «на водах» в Карлсбаде, то ли в Дрездене, куда они сами могли приехать к знаменитому художнику, но если судить по костюмам и стилю исполнения, то скорее всего писались они в начале 1790-х годов. Это подтверждается и свидетельством немецкого критика Иоганна Мейзеля, который видел портреты обоих супругов Дивовых в 1794 году на выставке в Дрездене.
Что же до самого художника, Антона Граффа, то он пользовался европейской известностью, хотя работал исключительно в одном жанре — портретном. Известно около 2000 написанных им портретов разных людей. В основном это были камерные портреты бюргеров, купцов, представителей интеллигенции и парадные портреты знатных персон. Именно его кисти принадлежат знаменитые портреты Гердера, Лессинга и Шиллера. Он был любимым портретистом и у Екатерины Великой. В таком парадном стиле был написан и портрет русского сенатора Адриана Дивова, который находится в нашем музее.

P.S. Однажды в числе экскурсантов Серпуховского музея оказались гости из Швейцарии, и, естественно, портрет Дивова очень заинтересовал их. Поскольку наверху старой рамы до сих пор значится имя немецкого художника Лампи (это имя входит в структуру рамы и убрать его можно только заменив всю раму целиком), экскурсовод в подробностях рассказала им всю историю атрибуции картины, на музейной этикетке которой указан подлинный ее автор — немецкий художник Антон Графф. Вот с такой трактовкой гости категорически не хотели соглашаться: «Почему немецкий!? Он же наш, швейцарский художник!» И потому теперь во избежание даже мелких неточностей сотрудники серпуховского музея не только объясняют наличие двух фамилий на одной картине, но и уточняют: «Картину написал художник немецкой школы живописи, швейцарец по происхождению — Антон Графф». Гордиться великими именами хочется всем…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх