ОДНОЙ СТРОКОЙ

Кружева в небе над Дракино

На аэродроме Дракино прошел Чемпионат России по высшему пилотажу. В числе участников чемпионата звезды российского высшего пилотажа: семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин, двукратная абсолютная чемпионка Европы среди женщин  Светлана Капанина, чемпион страны 2013 года в классе «неограниченный» (Unlimited), заслуженный мастер спорта Олег Шполянский, абсолютная чемпионка мира среди женщин Елена Климович, двукратный абсолютный чемпион мира, четырехкратный абсолютный чемпион Европы Михаил Мамистов и  другие титулованные спортсмены. Наш корреспондент поднялась в небо вместе с Михаилом Мамистовым в последний день чемпионата.

О полете

СУ-31. Этот самолет хорош тем, что ты сидишь впереди пилота. Вроде будто летишь самостоятельно – обостряет ощущения.  Инструктаж проведен, парашют выдан, инструктор проверяет связь с пилотом, накрепко пристегивает ремнями. Их пять с разных сторон – как в болиде. Если что – расстегиваются одним движением, пилот открывает фонарь, надо выпрыгивать на крыло – и вниз.
Полетами командует сам главный тренер российской сборной Виктор Смолин. Мы пропустили тренировочный самолет, отрабатывающий конвейер  (взлет-посадку),  и по команде Смолина «15-й, разрешаю отработать задание» — в воздух. Жалко, что фотоаппарат брать не рекомендовали, вообще из карманов надо было выложить всё – незакрепленный предмет, выпав при тряске, может заклинить какой-нибудь привод: в кабине рычаги, педали, тяги – и всё не прикрыто. Рулить «сушкой»  просто — в ней нет штурвала, а рычаг управления вроде джойстика. Скорость внутри не чувствуется. Легкие, но уверенные движения Михаила ощущаешь только по «пируэтам», виражи он закладывал крутые. Дал почувствовать и перегрузки, и невесомость. Ровный гул самолета, спокойный, с интересными интонациями голос в наушниках, знакомые (только теперь увиденные с высоты) пейзажи – всё завораживает с первых минут. Несравнимо с ощущениями от полета, когда тебя «живым грузом» везет пассажирский лайнер.
Михаил Мамистов, демонстрируя возможности самолета, все комментирует. Голос ровный, спокойный, с легким налётом небрежности. Но небрежность кажущаяся, это голос человека, находящегося в родной стихии и получающего  попросту физическое удовольствие. Он и к соревнованиям относится несколько иначе, чем другие спортсмены. На вопрос «не надоело ли побеждать?» (а его чемпионские титулы на лист А4 не вмещаются) ответил с улыбкой:
— Победа – это вторично. Главное – красиво отлетать. Бывает, летчик отлично отлетает в целом, но допустит ошибку, «отбрасывающую» его вниз по оценкам, приземляется,  а коллеги радостно поздравляют, поскольку полет показал  зрелищный. на «десятку» отлетать всегда сложно. Но и за ошибки винить никого, кроме себя, не приходится.
Полет, на мой взгляд, прошел слишком быстро. Охарактеризовать ощущения получается одним словом – восторг! Не успела покинуть салон, как захотелось еще.  Тем временем на земле готовились к торжественному закрытию и награждению победителей.

О чемпионате

С погодой в этом году пилотам повезло сказочно. В 2013 году были проливные ливни,  из четырех положенных упражнений удалось разыграть только по одному в каждом классе. Сейчас, к глубокому удовлетворению спортсменов, отлетали полную программу.
— Главная интрига соревнований – розыгрыш путевок на международные старты, — сказал главный тренер сборной Виктор Смолин.  — На Чемпионате России определяется состав национальной сборной команды России для участия в Чемпионате мира по высшему пилотажу класса Advanced. Он состоится в Дубнице (Словакия) с 7 по 17 августа 2014 г. В классе Unlimited чемпионат Европы по высшему пилотажу будет организован в местечке Маткапуста (Венгрия) с 23 по 31 августа 2014 г.  Радует, что удалось отлетать два неизвестных комплекса. Это и самое сложное, и самое интересное. Если обязательный комплекс составляется и утверждается заранее, то неизвестный  — за день до полетов, жребий определяет 10 пилотов, которые предлагают свои собственные фигуры. Летают «с листа», без подготовки. Выполнить их надо максимально точно – если линию надо пролететь под углом 45 градусов, то малейшее отклонение, даже на 2,5 градуса – ошибка. Комплексы такие отлетать трудно, из линий и вращений получается этакое кружево. Но ребята прекрасно справились. В классе «неограниченный» (unlimited) упорное соперничество завязалось между Михаилом Мамистовым, он выиграл первое неизвестное упражнение, и Олегом Шполянским, который одержал победу во втором неизвестном. В итоге по сумме результатов за два «темных» комплекса Кубка Игоря Егорова удостоен Олег Шполянский. Он же стал и абсолютным победителем Чемпионата России 2014 года. Михаил Мамистов – серебряный призер чемпионата страны.
В небе соревновались отечественные спортивные самолеты – Су-26М, Су-31 – и зарубежная  Extra-330LC. По мнению пилотов, «немка» хуже, на ней, чтобы достигнуть мастерства, нужно очень много летать, а это еще и дорого. Летчики ратуют за возрождение отечественных «Сухих» и российской школы высшего пилотажа.
— Сегодня этот вид спорта практически исчезает, – с горечью говорит главный тренер сборной. — Во-первых, у начинающих  нет возможности налетывать необходимое количество часов. Во-вторых, для подготовки не хватает самолетов. Инфраструктура ДОСААФ уже достигла преклонного возраста. Практически вся техника, что сейчас есть на аэродроме, – это наследство от Советского Союза. Если бы выпускали свой, российский самолет, были бы и спортсмены, которые пришли бы на смену нашим чемпионам. Мы буквально на днях вернулись с чемпионата Европы, отлично выступили на  Су-31. Так нас постоянно спрашивали, почему мы, имея лучший в мире самолет, не производим его.    
  — К сожалению, наша промышленность самолетов сейчас вообще не выпускает. Провальных два десятилетия. Самолеты не выпускаются,  не ремонтируются. То есть российских самолетов практически нет,  – говорит летчик-космонавт Сергей Крикалев. – «Сухому» это не интересно. Не понимаю — почему. СУ-31 – лучший, и мы доказываем это спортивными достижениями.  Внешний вид,  компоновка, сбалансированность – всё идеально. Мы пытаемся  доказать, что российскую авиацию не поднять с колен без новой техники и старой школы, но для этого нужна господдержка. Вместо того, чтобы возрождать ДОСААФ, планируют разрешить летать иностранным пилотам из ближнего зарубежья.  
Пока же наши спортсмены-летчики осваивают немецкий самолет Extra-330 – команда для участия в международных состязаниях сформирована.
                                                                      

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх