ОДНОЙ СТРОКОЙ

Космическая музыка над протонным ускорителем

Швейцарский коллектив «Fat Son» вышел на сцену ДК «Протон» в городе Протвино на минувшей неделе.


Его лидер Фло Штоффнер совсем недавно выступал в этих краях — на «Джазовороте» в составе трио Люсьена Дебюиса. Штоффнер тогда замещал гитариста известного коллектива. В этот раз он решил вернуться со своим собственным проектом.

— Я рад, что снова приехал в Россию, — сообщил швейцарец. – Мне здесь очень нравится. Этакая страна противоположностей: суровой природы и отзывчивых людей.
Руководитель проекта «МузЭнерго» Юрий Виноградский, который раз за разом включает Протвино в график гастролей известных джазовых групп и пригласил «Fat Son» в турне по России, высоко оценил творчество Штоффнера: «В этой музыке достаточно и агрессивных риффов, и хаотического смешения всего и вся, и, как ни странно, долгих пауз и созерцательных эпизодов, близких в первую очередь к концепции звуковых ландшафтов. Вырывая отдельные минуты из концерта «Fat Son», слушатель теряет полноценное представление: одна такая минута может показаться гранжем, другая — психоделическим роком, третья — почти обычным современным джазом. Но, так или иначе, есть одна вещь, которой Штоффнер со товарищи не боятся, и вещь эта — мелодия. Порой странная и изломанная, она остаётся тем объединяющим фактором, который удерживает необычный инструментальный квартет от скатывания в пучину тотального импро».
Что все эти слова означают на практике, протвинские зрители смогли оценить самостоятельно. Наверняка каждый из них унес собственное представление: уж очень необычна была звучавшая со сцены музыка, чтобы составить о ней однозначное мнение.
Наверное, больше всего поражает чрезвычайная экспрессивность всего действа. И это при том, что музыканты практически не встают со своих мест. Буквально через несколько минут выступления создается ощущение присутствия на каком-то ритуале, где каждое движение участников несет особый смысл. Барабанщик Тобиас  Шрам очень аккуратно, можно сказать — с нежностью, извлекает звуки из своей ударной установки, Фло Штоффнер практически всем корпусом повторяет пульсации звука, а тромбонист Мануэль Менгис будто перешептывается со всевозможной аппаратурой, которая помогает придавать звучанию разнообразные эффекты. Впечатление от этого было настолько ярким, что я даже спросил музыкантов после выступления, нет ли у их технических устройств особых «имен».
— Нет-нет, мы их никак не называем, — засмеялся Штофнер. — Это не киборги или что-то в этом роде. Обычная техника, которую используют музыканты. Просто мы её применяем необычным образом.
За время часового выступления можно успеть утратить связь с реальностью. Слишком уж по-космически звучит переплетение звуков в исполнении швейцарских музыкантов. Сами собой в голову начинают приходить образы то безвоздушного пространства, то притихшего на ночь леса, то капли воды, разбивающейся о каменный пол. И никто из музыкантов не может объяснить, как это получается.
— Я просто стараюсь не думать, — говорит лидер коллектива «Fat Son». — Когда я играю, у меня не возникает в голове мыслей типа «так, а что бы мне еще сделать». На самом деле это у меня идет откуда-то глубоко изнутри, из туловища, а не из головы.
С концерта в городе Протвино швейцарцы начинают свое турне по всей России, а нам остается ожидать новых интересных  гостей. Их, кстати, протвинские активисты «Просвета» планируют пригласить уже в начале апреля. Благо они находятся  в хороших отношениях с руководителем проекта «МузЭнерго» Юрием Виноградским.

Евгений КРАСНОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх