ОДНОЙ СТРОКОЙ

Когда хобби перерастает в искусство

Наверное, каждый из нас с течением времени  ощущает потребность реализовать себя творчески. Кто-то к этому приходит раньше, кто-то позже. Вылиться это может в самую разнообразную деятельность: человек может начать облагораживать придворовую территорию многоквартирного дома или создавать из собственной дачи райский сад, или попробовать себя в сочинении песен и стихов, или вспомнить, что в юношестве неплохо умел художественно обрабатывать дерево и вернуться к старому увлечению. Последнее как раз произошло с офицером в отставке Сергеем Уласевичем, резные картины которого в этом году впервые были представлены широкой публике на осеннем вернисаже в МВЦ. Художник по дереву согласился немного поведать о своем творчестве, и как он  им увлекся.


 — В детстве я очень любил рисовать акварелью и, как мне говорил учитель, подавал большие надежды, — рассказывает Сергей Уласевич. – Потом пошел в кинотеатр и увидел там фильм-сказку про юношу из бедной семьи, который работал при дворе знатных особ и был увлечён резьбой из некоторых овощей фигурок животных и людей. Талантливого молодого человека заметили, отправили учиться, и он стал великим скульптором. Мне почему-то этот фильм запал в душу. Потом увидел, что неподалеку от дома, где я тогда жил, повалили деревья, чтобы прокопать траншею для прокладки трубопровода. Меня заинтересовали корни – в них можно было увидеть разные образы людей и животных. Так у меня появилась первая фигурка оленя, и пошло-поехало. Наверное, во мне пробудилась семейная любовь к дереву: мой дед и отец были плотниками, да и дяди по отцовской линии все для своих домов делали сами.
Сергей Уласевич в школьные годы принял участие в нескольких выставках. После поступления в Серпуховский военный институт ракетных войск он продолжил заниматься любимым делом в редкие минуты досуга. Здесь его «холстом» была толстая фанера, покрытая тушью. Потом, окончив ВУЗ и проходя службу на Байконуре, использовал для творчества березовые поленья, которые завезли для растопки котельной. Эти работы были уже гораздо более высокого качества, чем прежние, появилось понимание материала, руки привыкли к точной и осторожной работе с инструментом. Можно было совершенствоваться и дальше, но хлопоты повседневной жизни заставили отложить творчество в сторону, а после – и вовсе забыть о нем на 30 долгих лет. Вернуться к работе с деревом мастера сподвиг «Его Величество Случай».
— Я встретил человека, который нес очень красивую и сложную работу из дерева, — вспоминает Сергей Владимирович. – Я, конечно, заинтересовался, откуда она у него, разговорились, познакомились. Валерий Георгиевич Чапаев, офицер в отставке рассказал, что пытался продать резную картину на рынке, поскольку пенсии ему не хватает, но никто результат его трудов так и не приобрел. Через несколько дней я приехал к нему домой и был поражен увиденными работами, вспомнил, что сам когда-то любил вырезать по дереву. После этого решил попробовать, и оказалось, что за прошедшие годы я не только не растерял умения, но стал чувствовать материал гораздо лучше, работать над ним не спеша, тщательно и вдумчиво.
Человеку с житейским опытом старые работы начали казаться слишком простыми – душа требовала работ значительно более высокого качества, более аккуратных, тонких, изящных. Но чтобы их сделать, нужен был другой инструмент. Современные наборы для резки оказались малопригодными для такой задачи – качество стали старых советских инструментов было выше. Так что необходимый комплект пришлось собирать по частям: прочесывать «блошиный рынок» в поисках резцов 50-х 60-х годов производства, переделывать имеющиеся, узнавать у друзей, не завалялось ли что-то из полезного для древообработки на чердаках и в кладовках. За 2 года удалось собрать целый «арсенал» на все случаи жизни. Постепенно выросло и мастерство, начали получаться настоящие картины с сюжетом и большим количеством элементов, которые не стыдно показать.
— Получилось так, что мои работы случайно увидели люди, работающие в музее, — говорит мастер. – Они порекомендовали принять участие в городских выставках. Я обратился в МВЦ и меня там приняли на «Летний вернисаж». Вы не представляете, насколько это меня окрылило. У меня появились силы на гораздо более сложные работы, за которые прежде я не решался браться. Две из них почти завершены, еще две планирую закончить к лету. Оказалось, что мое творчество интересно людям, значит, я буду продолжать им заниматься.

Евгений КРАСНОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх