ОДНОЙ СТРОКОЙ

Как помочь ребенку заговорить

Этот вопрос волнует многих молодых мам, если ребенку исполнилось два года, а он говорит не более десятка слов.


Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребенка со взрослыми и с детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить суть игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить. Дети всегда говорят на том языке, на котором говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребенком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, его отношения, благодаря чему они становятся собственными словами маленького человека.
Поэтому, пытаясь помочь своему ребенку быстрее и лучше заговорить, родителям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и, прежде всего, стремиться к тому, чтобы ребенок активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нем и выражал свои, именно свои, впечатления посредством речи.
Давайте рассмотрим несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать при занятии с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет.
Первый из них — совместное рассматривание предметов. Взрослый вместе с ребенком наблюдает за каким-нибудь объектом, будь он живым или игрушечным. При этом родитель выразительно рассказывает о том, что видит ребенок. К примеру, он говорит: «Смотри, какая кошка, какие у нее лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у нее мягкая шубка. Давай ее позовем». И дальше вместе зовете кошку: «Киса, киса, иди сюда». Или можно рассматривать игрушку. «Смотри, какая машинка! У нее колесики, вон какие дверцы, окошки. Она может ездить по столу. Давай вместе скажем — поехала машинка».
Другим приемом может являться чтение потешек. Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок или потешку. «Ладушки», «Сороку-ворону», детские стихи А.Барто или «Курочку Рябу». Когда текст становится достаточно хорошо знакомым ребенку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Я люблю свою … лошадку». Или: «Жили-были дед … и бабка». Таким образом получается своеобразный диалог, в котором ребенок «подсказывает» взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.
Можно воспользоваться еще одним приёмом, в котором взрослый вместе с ребенком рассматривает картинки. На них должны быть изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? — спрашивает взрослый. — А это кто? Что он делает. А где птичка? Покажи дерево». Если ребенок молчит, то можно подсказывать ответ. Затем все же постараться добиться от малыша самостоятельного ответа.
Можно также использовать поручения. Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка. Поручение должно быть понятным и доступным ребенку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определенная сосредоточенность, и оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба — принести игрушку, которая лежит на виду и ничто не отвлекает от нее внимание ребенка. С таким поручением справляются многие годовалые дети. Более сложное поручение: найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, а затем трех и более предметов. Еще труднее ребенку отыскать объект, расположенный где-то на стороне. У малыша старше двух лет взрослый может попросить найти не один, а два предмета: «Принеси сначала мишку, а потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, ребенка приучают регулировать свои действия словом.

Н.Б. РОГОВА

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх