ОДНОЙ СТРОКОЙ

Идеальных схем не бывает

В минувший четверг Московская областная дума приняла закон, который кардинально меняет порядок формирования органов местного самоуправления и тем самым определяет новую выборную систему в муниципалитетах.


По новому закону одних глав городов будут избирать на прямых выборах, а других —  депутаты будут определять из своего состава. Новая схема формирования местной власти пока не коснулась Серпухова, однако точно не обойдет нас  стороной. Тем не менее у серпуховичей, в отличие от пущинцев и протвинцев, есть еще время для дискуссии. И наша редакция решила к ней подключиться. Своим мнением о том, как новый порядок формирования муниципальной власти отразится на нашем городе, с читателями поделился председатель Контрольно-счетной палаты Серпухова Р.В. Горбунов, который с 2000 года работает в представительной власти: он трижды был избран депутатом, работал заместителем и председателем Совета депутатов, а в настоящее время руководит контрольно-счетным органом города.

— Роман Владимирович, что нового привнес закон, принятый Мособлдумой, в формирование органов местного самоуправления?
— Во-первых, в нем для всех муниципалитетов, без исключений, установлен один и тот же срок полномочий для глав и депутатов — пять лет. Во-вторых, должности главы и председателя Советов будут совмещены. В-третьих, серьезные изменения произошли в системе избрания глав муниципальных районов. В одних, к примеру, как в Ступинском районе, Совет депутатов формируется из числа глав и депутатов поселений, которые из своего состава избирают главу района. В других муниципалитетах, как в Каширском районе, представительный орган избирается путем прямого голосования, затем депутаты района из своего состава определяются с кандидатурой главы. В-четвертых, кардинально поменяется схема формирования мунициальной власти в городских округах. Например, в соседних наукоградах (Пущино и Протвино) в сентябре состоятся выборы депутатов в городские Советы, которые и будут из своего состава определять главу города. Кроме того, в управлении этими городами будут разделены представительские и хозяйственные функции. Глава будет олицетворять представительную власть, а сити-менеджер напрямую руководить городским хозяйством.
— Что в новой схеме формирования принципиально отличается от той, которая существовала до этого?
— По замыслу правительства Московской области, в новой схеме заложена идея деполитизации органов местного самоуправления. Что это значит? Возьмем для примера Серпухов. У нас глава города и депутаты избирались на прямых выборах. В этом случае, когда глава избирается всем населением, он имеет кредит доверия напрямую от населения. С точки зрения проявления инициативы — хорошо. У него в руках вся власть, как представительная, так и исполнительная. И зачастую на главу обрушивается ушат политической грязи, в которой тонут хозяйственные вопросы. Чтобы этого не происходило, в новом законе решили разграничить исполнительную и представительную власть на уровне органов местного самоуправления. Управлять городским хозяйством будет сити-менеджер, а глава города — исполнять представительские функции.
— Как Вы думаете, новый порядок формирования власти на местах не является ли возвращением в советскую систему, когда представительскую функцию исполнял  первый секретарь горкома, а исполнительную — руководитель исполкома?
— Не только в советской системе, но и в истории России много примеров, когда, как в Новгороде, для управления городом приглашали варягов на княжение. Это такой же сити-менеджер. Он управлял городом, а городское собрание контролировало его действия. Когда мы говорим о разделении исполнительной власти от политической составляющей, то имеется в виду, что исполнительная власть выводится из-под необоснованной критики. Лошадь должна везти телегу и не важно, какого она цвета и масти. Эта схема, конечно же, далеко  не идеальна, но в ней главный плюс — повышается значимость роли депутата в местном самоуправлении.
— Поясните свой тезис…
— Если главу избирают из состава Совета депутатов, то его власть уже не является абсолютной, потому как от мнения депутатов зависят и его действия. Если проводить параллели с формой правления государств, то различия будут — как между президентской и парламентской республиками. В президентской — вся власть сосредоточена в руках главы государства и он принимает решения, в парламентской — глава правительства выполняет функции исполнительной власти, но серьезные решения принимаются коллегиально. И есть возможность повлиять на скороспелые решения и избежать ошибок.
— Если же главу избирают на прямых выборах?
— Он, кроме того, как стать главой, будет еще и председателем Совета депутатов. Хочет он того или нет, но глава должен будет услышать каждого депутата, председательствуя на заседаниях.
— Вы считаете, что предложенная схема формирования мунициальной власти лучше существующей?
— Повторю: идеальных схем не бывает. Можно пока говорить лишь о том, что новая система позволит одним людям заниматься профессионально городским хозяйством, а другим — представлять определенные политические взгляды и заниматься стратегическим планированием. При таком разделении власти должно появиться больше контроля. Однако всё зависит от человеческого фактора, а именно — от того, кого горожане избирают в представительный орган. Конечно же, чем выше жизненный опыт, квалификация людей, которые будут избраны в депутаты, тем лучше для города.
Впрочем, у нас есть время понаблюдать, как будет работать новая схема формирования органов местного самоуправления в соседних городах — Протвино и Пущино. На основании их опыта нашим депутатам надо бы донести свое мнение до Мособлдумы и губернатора Московской области. Чтобы не вышло «без меня меня женили». Чтобы не осталось всё за рамками дискуссии. Важно, чтобы мнение жителей было учтено. Предлагаю больше дискутировать на эту темы на страницах печати и других СМИ.

Марат БУЛАТОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх