ОДНОЙ СТРОКОЙ

Худрук Цепенюк о жизни больших и малых сцен театра

VI Съезд Союза театральных деятелей России прошёл 23-24 октября в Москве. На протяжении двух дней театралы всей страны обсуждали вопросы, напрямую касающиеся жизни больших и малых сцен. В перерывах между заседаниями обменивались опытом и накопленными наблюдениями. В нём принял участие художественный руководитель Серпуховского музыкально-драматического театра Павел Цепенюк.


От момента зарождения до дня сегодняшнего театр — живой организм, подверженный изменениям не меньше человеческого. Он так же, а порой даже сильнее, ощущает на себе нововведения, подъёмы и спады в жизни страны. И должен не только научиться жить с этими веяньями, но и сохранить высокий уровень, уважение зрителей и мирового культурного сообщества. Союз театральных деятелей России — та действующая и движущая сила, которая помогает развиваться большим и малым российским сценам, укрепляет традиции, создаёт новые проекты, помогает всей творческой составляющей и ветеранам этого вида искусства.
Съезд, который проводится раз в пять лет, — это мозг и сердце театральной жизни России. «Мы сами должны предложить свой план реформирования и сохранения театральной системы России, пока она не развалилась окончательно, и не дожидаясь такого развития событий, когда делать это будет поздно и реформированием займутся люди, далекие от театра…» — сказал на открытии Председатель СТД Александр Калягин. В течение двух дней съезд обсуждал вопросы развития российского театра и законы, по которым предстоит жить и с которыми пришлось бороться. Одна из самых крупных побед — это изменение федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно документу, если исполнителю заказа следует заплатить более 100 тысяч рублей, государственная организация обязана объявить конкурс на выполнение работ. И вот что получилось: для постановки спектакля театру требуется режиссёр. Некий Иванов попросит за свои услуги 100 тысяч, но театру-то нужен, предположим, Марк Захаров, и его гонорар, само собой, выше. Так что же, он никогда не выиграет этот конкурс и театр будет обязан пригласить Иванова? Абсурд по театральным и общечеловеческим меркам. «Это препятствие мы преодолели. Как долго и как тяжело нам было, рассказывать не стану», — порадовал коллег А. Калягин.
В перерывах между заседаниями Съезд превращался в большую творческую мастерскую. Разговоры о жизни на сцене и за кулисами перетекали в обсуждение постановок, подходов к режиссуре, о соседстве театра с телевидением и как сказывается это соседство, о проблемах дня сегодняшнего. Отсутствие качественной современной драматургии — вот что волнует театральную общественность. В частности, трудные времена переживает комедия. Едва появившись в своей древнегреческой колыбели (V в. до н.э.), этот ребёнок понравился публике. Аристотель определил жанр как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». До сих пор самые посещаемые спектакли — именно комедийные. Вот только пишут их сейчас не по Аристотелю, а всё чаще прибегая к шуткам ниже пояса, грубости. И, по словам Павла Цепенюка, часто — непонятно, для кого. Читая пьесу, не видишь, какой зритель смотрит её в зале, кому она могла быть интересна. Самовыражаясь, драматург отходит от реальности, а реальность-то и даёт поводы для смеха. «Островского при жизни читали в кабаках как современную сатиру и хохотали во всё горло, но это было нормально! Если сейчас просмотреть все его пьесы, которых больше пятидесяти, от начала до конца, то мы увидим, как менялась жизнь России. Это было остро и действительно смешно!» — сказал журналистам Павел Цепенюк.
Кроме того, современным нестоличным театрам сегодня необходимы гастроли. Некоторые артисты и не пробовали кочевой жизни, не проверяли себя чужой, незнакомой публикой. Но давать спектакли в других городах просто необходимо. Вариант обмена «вы — к нам, мы — к вам», в основе которого дружба между труппами разных городов, в этой ситуации очень помогает. Артисты с минимальными для себя затратами получают возможность показать свой репертуар новому зрителю, поклонники театра знакомятся с новыми пьесами или другим подходом к постановке знакомого произведения. А где ещё обговаривать такой равноценный обмен, как не на Съезде театральных деятелей? В том, что Серпуховский музыкально-драматический театр к таким гастролям готов, его художественный руководитель Павел Цепенюк не сомневается. На сегодняшний день в активе театра и любимые публикой комедии, поставленные по классическим и современным произведениям, и мелодрама, которые можно с гордостью показать на сцене любого города.

Ольга Рожкова

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх