ОДНОЙ СТРОКОЙ

Горбунов дискутировал с Лавровым

В минувшую пятницу по инициативе председателя Контрольно­-счетной палаты Московской области Татьяны Крикуновой состоялась встреча руководителей муниципальных контрольно-­счетных органов с заместителем министра финансов РФ Алексеем Лавровым. На мероприятии обсуждались изменения в российском законодательстве, которые расширили круг полномочий органов муниципального финансового контроля. В ходе дискуссии замминистра финансов России согласился с мнением председателя Контрольно-­счетной палаты города Серпухова Романа Горбунова о том, что конечный результат важнее, чем «механический» возврат денег в бюджет.


Лейтмотивом встречи заместителя министра финансов России Алексея Лаврова с руководителями контрольно­-счетных органов городов и районов Подмосковья стали недавние изменения в российском законодательстве, которые дают ответ на вопрос, кто и как занимается государственным и  муниципальным финансовым контролем.
Из уст замминистра однозначно прозвучало, что эту функцию на уровне государственной власти исполняют Росфиннадзор, Счетная палата РФ и контрольно­счетные органы регионов и  муниципалитетов, а также органы внутреннего контроля, сформированные городскими и районными администрациями. Правоохранительные органы контролируют сферу экономики только в том случае, если установлены факты экономического преступления.
Говоря же о том, как будет организован контроль, Лавров отметил, что для правонарушений, которые не являются уголовно наказуемыми, предусмотрены санкции в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Их могут налагать региональные контрольно­счетные органы.
Впрочем, позиция Минфина не только в том, чтобы жестко применять санкции, а прежде всего в создании системы мониторинга, которая бы предваряла или прогнозировала будущие нарушения. Потому как если финансовое нарушение имело место быть, то не всегда можно компенсировать потери бюджета.
Для этой цели с нового года в России на электронных торгах госзакупок появится автоматический мониторинг, который позволит в режиме реального времени сравнивать уровень цен на однотипные заказы. Это позволит оперативно выявлять разницу в стоимости закупки, к примеру ­- автомобилей для нужд чиновников по регионам. Тем самым Минфин получает инструмент для своевременного информирования правоохранительных и контрольно­-счетных органов на местах.
Одно из условий предварительного контроля в том, что впервые в законе о контрактной системе (№44 ­ ФЗ ) функция аудита закупок возложена на контрольно­счетные органы.
Мониторинг же первоначальной цены важен для того, чтобы не было занижения стоимости работ, которое ведет к тому, что подрядчик будет выполнять работу некачественно, ожидая поблажек со стороны муниципалитета. Также не должно быть и чрезмерного завышения цены, сигнализирующей о том, что будут отсекаться от участия в аукционе добросовестные исполнители, чтобы на аукционах выигрывали «свои люди».
Стоит отметить, что встреча с заместителем министра финансов РФ Алексеем Лавровым проводилась в режиме диалога. Один из вопросов, который задал председатель Контрольно­счетной палаты Серпухова Роман Горбунов, касался полномочий муниципальных контрольно-­счетных органов в ходе контроля областных средств.
По словам Лаврова, если деньги выделены городу из областного бюджета и они поступили в муниципальный бюджет, то это уже местные деньги. Поэтому эти средства обязаны проверять муниципальные контрольно­счетные органы, отметил замминистра финансов РФ.
Другой вопрос Романа Горбунова касался меры наказания при выявлении нецелевого использования средств. В частности, он привел пример из своей многолетней практики, когда при выявлении нарушения средства, потраченные, по сути, впустую, изымаются из бюджета в полном объеме. Например, выделили субсидию на капремонт школы, а ревизия выявила неисполнение работ на определенную сумму денег. Средства должны быть возвращены в областной  бюджет за счет урезания будущей субсидии, и тем самым лишают муниципалитет возможности реализовывать социальную политику. Не лучше ли, если  бы нерадивое должностное лицо понесло наказание, но работа была бы завершена.
Лавров полностью согласился с таким подходом: задача ­ не деньги вернуть, направленные для ремонта школы, а школу доделать. Вполне возможно, что такая позиция министерства финансов России, озвученная в присутствии чиновников Московской области, послужит поводом для того, чтобы внести изменения в соглашения, которые Минфин Подмосковья подписывает с муниципалитетами. Пока в них написано: выявили нарушения — верните деньги в бюджет. Однако замминистра финансов России Алексей Лавров дал четко понять, что цель — не деньги вернуть, а работу довести до логического конца.

Марат БУЛАТОВ

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх