ОДНОЙ СТРОКОЙ

Глоток африканской экзотики

Ритуальные маски и культовые статуи из дерева, служившие племенам Центральной и Западной Африки в различных, в том числе и кровавых ритуалах, приехали в Серпухов. В Музейно–выставочном центре разместилось около 70 предметов из коллекции, собранной в XX веке всемирно известным мастером фотопортрета Эдди Новарро.


Зал МВЦ, увешанный и уставленный различными культовыми предметами африканских племен, выглядит, откровенно говоря, довольно жутко. Казалось бы, обычная резьба по дереву, но уж очень тревожные формы имеют некоторые экспонаты. Чего стоит хотя бы деревянная статуэтка, полностью утыканная вбитыми гвоздями. Вероятнее всего, жители племен таким образом украшали свои изделия предметами, выменянными у европейцев. Без содрогания трудно смотреть и на деревянную голову, обтянутую темной кожей. Доподлинно неизвестно, кому эта кожа принадлежала, возможно, – какому-нибудь животному.    
— Коллекция Эдди Новарро пока практически не была изучена специалистами-этнографами, поэтому мы можем говорить о значении тех или иных предметов, сравнивая их с ранее описанными в различных источниках, — рассказала заведующая выставочным отделом МВЦ Жанна Алейникова. – Но можно уверенно сказать, что здесь представлены именно культовые вещи, которые использовались в обрядах, а не дешевые поделки для туристов. Большинство предметов датируется XIX веком, точнее определить их возраст пока не представляется возможным.
Новарро был страстным коллекционером и объездил в поисках диковинок немало африканских стран: Замбию, Нигерию, Кот-д’Ивуар, Танзанию, Конго, Мали, Буркина-Фасо и другие. Маски, характерные для этих мест, составляют изрядную часть собрания. Изучая их, можно посмотреть, как меняются детали в зависимости от того племени, где вещь была произведена. В Серпухов, например, приехало около десятка масок, довольно не похожих друг на друга, но символизирующих одно и то же божество земледелия – получеловека-полуантилопу. Единственное сходство – наличие рогов, в остальном фантазия разных племен довольно сильно отличалась. Среди народа Бамбара считалось, что именно этот бог (они называли его Чивара) научил людей возделывать почву и делать посевы. Обычно его изображения использовались для ритуалов, связанных с уборкой урожая. Были у масок и иные функции. Считалось, что они имеют собственную волю, и человек, надевший одну из них, является лишь ее проводником. Так, например, существовали маски предков, которые, как считалось, передавали потомкам мудрость умерших. Отдельного упоминания заслуживают тайные общества, образовавшиеся в некоторых племенах. Люди, входившие в них, носили просторную одежду и закрывали лицо, чтобы не быть узнанными. При этом на их другие лица – деревянные, наносились разнообразные рисунки, значение которых нам понять довольно трудно, зато соплеменники читали эти знаки как открытую книгу.
Представленные на выставке статуи тоже поражают. Они выполнены в довольно не привычном для нас стиле: увеличенные головы и совсем небольшие ноги. Чуть ли не главным сюжетом, использованным в этих творениях, является образ женщины с большим животом и грудью – символ плодородия, жизни, земли. Правда, некоторые из этих предметов, призванных призвать в дом достаток, выглядят, откровенно говоря, жутковато. Ничего удивительного нет в том, что коллекция Новарро в прошлом веке наделала изрядно шуму в Европе. Выдвигаются даже версии, что именно она стала источником вдохновения для некоторых работ Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, с которыми фотограф был очень дружен.
— После смерти Эдди Новарро в 2003 году его коллекция была продана, — сообщила Жанна Алейникова. – Имени ее нынешнего владельца мы не знаем, но пока что она находится в России и хранится в музее Поленова. Останется ли она в нашей стране, будет ли еще одна возможность увидеть у нас нечто подобное – с уверенностью мы сказать не можем.
Увидеть африканские диковинки можно будет до 30 июня. 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх