ОДНОЙ СТРОКОЙ

Где стояла Захарьевская часовня

Богоявленский храм, что на Пролетарской, любим горожанами. Но мало кто знает, что при нем когда-то давно была часовня, носила она название Захарьевская. Об исчезнувшей святыне газете рассказал старший научный сотрудник СИХМ Андрей Дмитриевич Пилипенко.


— Упоминание о Захарьевской часовне я обнаружил в книжке П. Ф. Симсона «История Серпухова», – рассказывает Андрей Дмитриевич. — Автор называет это место хорошо известным каждому серпуховичу. Но, наверное, сегодня  никто не знает, где именно она стояла. Я, прихожанин Богоявленского храма, заинтересовался этим вопросом и занялся поисками. Раньше упоминание о Захарьевской часовне не попадалось на глаза, не оказывалось в поле зрения. С особым вниманием стал воспринимать подробности о местах ближайшей округи Богоявленского храма. Параллельно я занимался клировыми ведомостями Богоявленского храма, из которых явствует, что с 1843 года при храме Богоявления появляется каменная часовня на общественно-выгонной земле. При остальных храмах Занарья часовен не числилось.
Следовательно, это о Захарьевской часовне пишет Симсон как о всем известной с ХVII века, построенной  в память старца Захария, жившего в этом месте отшельником. Это был святой жизни человек, убитый грабителями  и похороненный на этом месте. Сначала стоял памятный крест о нем, который упоминается в описях города уже с первой половины ХVII века.
Эта часовня была построена  на средства рабочих Коншинской фабрики к моменту издания книги Симсона, то есть к 1880 году. Я внимательно посмотрел план  1913 года. Часовня на нем  отмечена. За ней располагался Ильинско-Богоявленский поселок.
Как-то в храме Богоявления я встретился с жительницей этих мест Занарья — Ольгой Дёминой, которая показала, на каком месте была часовня. По ее словам, после того, как часовня была закрыта, на ее месте была керосиновая лавка.
Говорят, местные  жители помнили о святости этого места и, проходя мимо, целовали старую липу, которая там стоит до сих пор. Я тогда обратил внимание на неровности, заросшие бурьяном, которые при ближайшем рассмотрении оказались грудами старого кирпича. Ясно было, что это остатки какой-то постройки конца ХVII века. Но какой именно – с точностью сказать трудно.
Что касается жития старца Захария, то годы его жизни  относятся к концу ХVI- началу ХVII веков. Это было беспокойное смутное время, когда Россию терроризировали всевозможные банды. Видимо, старец Захария был ими и убит. Место его подвижничества, а затем погребения стало объектом почитания еще в ХVII веке. Там стоял крест.
С 1840-х годов каменная часовня уже была приписана к Богоявленскому храму. О других часовнях в Занарской части Серпухова мы ничего не знаем вообще.
 Часовни старого Серпухова — это отдельная тема, слабо изученная. Как пример часовня у Варгинского моста, которую называют Тихвинской. Но на самом деле в ХIХ веке она была приписана к Никольскому храму и называлась Никольской – в честь построившего мост мецената купца Николая Варгина. Построил ее архитектор Апперот. Решение о строительстве приняла городская дума в 1902 году.  А Тихвинская часовня находилась лицом к северной окраине города. Она простояла до начала 1970-х, но до сих пор в этом месте города Тихвинский тупик, который напоминает о стоявшей там Тихвинской часовне.
Часовня была освящена и функционировала до известных времен, сами понимаете. Самый конец ХIХ века, судя по архитектуре. Название часовни Тихвинской Божьей матери совершенно произвольно перекочевало в другую часть города, что подтверждает неизученность темы.
Плохо изучена и часовня в Заборье. Известно лишь, что она построена была в 1892 году по проекту некоего Добровольского. Приписана она была к храму Жен Мироносиц, а воздвигли ее прихожане в честь 25 –летия брака Александра III и Марии Федоровны.
Вопрос о часовнях старого Серпухова представляет интересную тему для исследований. Если топография наших храмов более-менее известна, то исследования часовен могло бы дополнить, и это сыграло бы важную роль в реконструкции старого города. Хотя бы в чисто виртуальной реконструкции городского пространства. Приходы, часовни упоминаются как ориентиры.
Вообще, часовни строились по самым разным случаям. По обету на каком-то месте, отмечали какие-то важные пункты въезда в город. Их топография была непредсказуема и нерегулярна, но в то же время исторически обусловлена. Храмы  возникали в силу самых разных обстоятельств, а часовни тем более. Это менее затратное и менее ответственное строительство. Тем не менее, они представляют большую историческую ценность и очень жаль, что мы о них практически ничего не знаем.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх