ОДНОЙ СТРОКОЙ

Французы изучали домоуправление

Как организовано жилищное хозяйство в Серпухове и чем оно отличается от европейского,  выясняли на новогодних каникулах гости из Большого Парижа — депутат города Курбевуа Пьер Бордо с женой.

Научный интерес

Напомним, что заместитель мэра и депутат Совета французского города Курбевуа Пьер Бордо вновь посетил город Серпухов. Как и прежде, с исследовательской целью:  Пьер Бордо — ученый-социолог. Он один из директоров фонда, занимающегося проблемами  взаимодействия власти и бизнеса. Будучи ученым,  он отвечает за  стратегическое развитие своего города. Курбевуа с населением 88 тысяч человек и площадью 417 га —  по сути пригород Парижа. За достигнутые успехи в работе Пьер Бордо отмечен правительственной наградой — степенью Кавалера национального ордена «За заслуги». По значимости этот орден является четвертой наградой Франции после ордена Почетного легиона, ордена Освобождения и Военной медали.
Несмотря на то, что в Европе уровень жизни граждан выше, чем в России, проблемы у нас схожие. Это транспортное сообщение, пробки, миграция, стоимость цен на недвижимость и многое другое. Особое внимание Пьер Бордо уделяет социальным проблемам: как маленьким городкам не потерять свою уникальность и самобытность в ходе реализации планов развития.
Стоит отметить, что именитый француз регулярно посещает наш город уже в течение нескольких лет. Серпухов он называет «лабораторией нового мира». В научных исследованиях ему ассистирует супруга  Александра Бордо. Интересуют Пьера Бордо в первую очередь экономические и организационные изменения, которые произошли в Серпухове за последние  годы. Его исследования касаются социально-этнической области, он наблюдает за тем, как трансформируется городское сообщество и как современность влияет на город Серпухов. В прошлый приезд Пьер Бордо знакомился с предпринимательской деятельностью. На этот раз — со сферой ЖКХ.

Вникая  в суть

Принципы управления жилищным фондом в наших странах абсолютно разные, но в целом проблемы схожие. Пьер Бордо сетовал на потребительское отношение французов к жизни. По его словам, они не хотят вникать в суть проблем муниципалитетов, им нужен качественный сервис, высокие зарплаты и социальные гарантии. Российские собственники квадратных метров в многоквартирных домах, по сути, такие же. Об этом и многом другом Пьер Бордо говорил на встрече с директором управляющей организации ООО «Ремонтник» Владимиром Грачевым.
Пьер Бордо, как уже отмечалось, далеко не впервые посещает наш Серпухов, и каждый раз открывает его для себя заново. Проводить параллели в развитии двух городов, искать в них сходства и различия — профессиональная черта Пьера. Ученый знакомился с опытом работы управляющей компании ООО «Ремонтник». Его интересовала структура организации, взаимодействие с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями, система взаиморасчетов. С этими целями Пьер Бордо побывал в структурных подразделениях ООО «Ремонтник», ООО «Жилищник-2» и ООО «Жилищник-5».
— Гостю интересно было абсолютно всё, — рассказывает директор ООО «Жилищник-2» Татьяна Ушинина. — Он даже изучил журнал заявок наших жильцов, которые поступают к нам письменно, устно и по электронной почте. Пьер спрашивал, как работает аварийная служба, выходим ли мы на выходных, если что-то у кого-то случается. Как не выходить? Выходим, конечно. У нас по выходным и праздникам на такой случай дежурят сотрудники. И если у кого-то прорвало, к примеру, трубу, то не до отдыха, надо сразу устранять. Спрашивал Пьер и про то, как строятся наши взаимоотношения с жильцами. Расспросил в подробностях, как мы выявляем замечания, как проводим обходы, когда планируем работу по текущему ремонту на год, как проводим собрания. Он поинтересовался также   стандартами управления многоквартирным домом, порядком формирования и утверждения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлением аварийно-диспетчерского обслуживания, передачи технической документации.
Гость отметил, как положительный, опыт создания Советов домов. Понравилась его дотошность, он даже расспросил, каким образом приобретаем расходные материалы. Мы рассказали, что планируем работу на месяц, составляем сметы и подаем заявку в ООО «Ремонтник».  Материалы же закупаем сами.  Нам виднее, с чем работать, что качественнее и надежнее.

Уровень отношений

 В ООО «Жилищник-5» ученый осмотрел мастерскую, ознакомился с тем, как устроен быт сотрудников, в каких условиях они работают. Пьер Бордо отметил, что уровень благоустройства, по сравнению с прошлыми годами, в Серпухове вырос. С этим частично согласился и Владимир Грачев. Владимир Николаевич посетовал, что средств, вкладываемых государством, явно недостаточно, чтобы содержать жилищный фонд и городские территории в таком состоянии, в каком бы хотелось. Гость тут снова вспомнил потребительское отношение многих собственников к своему имуществу. Директор ООО «Жилищник-5» Александр Мазурин отметил, что это не всегда так. Он привел в пример дом №163 по ул. Ворошилова, где собственники активно участвуют в управлении. И вовсе не против работ капитального, по сути, характера.
— Так, минувшим летом по решению общего собрания мы заменили инженерные сети техэтажа, — говорит Александр Мазурин. – Кроме того, жители решили понемногу копить деньги на новые лифты. Известно же, что такие  лифты, как в этом доме,  болгарского производства, больше не выпускают и к ним просто нет запчастей для текущего ремонта.

Как в Европе

Вообще, предоставление жилищных и коммунальных услуг, по сути, тема интернациональная.  Пьер Бордо рассказал о принципах управления домами в Европе. Для получения качественных жилищных и коммунальных услуг собственники жилья за рубежом объединяются в некоммерческую потребительскую организацию, объединяющую собственников объектов недвижимого имущества или пайщиков, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения имуществом. Ученый провел параллель: у них давно уже управление в сфере ЖКХ рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности, за которую управляющая организация получает вознаграждение от собственников помещений (как и ООО «Ремонтник»), а вот ответственность перед ними за содержание здания несет объединение собственников жилья. При этом  все основные управленческие решения (прежде всего, по распоряжению финансами и заключению договоров на закупку товаров и услуг) принимаются руководящими органами товарищества (ассоциациями) собственников жилья, в то время как управляющий готовит и обосновывает рекомендации для правления товарищества.
Еще отличие европейского управления в том, что рынок жилищно-коммунальных услуг формирует требования к управляющим компаниям, невыполнение которых делает их неконкурентоспособными. Прежде всего, это относится к страхованию управляющей компанией своей гражданской и материальной ответственности на случай нанесения ущерба собственникам жилья в результате неправильных действий управляющего. Возможно, качество жилищно-коммунальных услуг в России тоже кардинально поменялось бы с введением такого подхода нашим законодательством.
В ходе встречи были затронуты и вопросы профессионализма в сфере ЖКХ. За рубежом профессиональные сообщества управляющих предлагают различные образовательные курсы, как базовые, так и повышающие квалификацию. Обучение на таких курсах дает серьезные знания и практические навыки. У нас об этом только мечтают. Большое значение имеет подготовка специалистов по управлению жильем. На Западе многие политехнические вузы, а также специальные колледжи дают базовое образование, позволяющее выпускнику начать работать управляющим. К сожалению, в России о таком подходе пока даже не задумываются.
Ну а говоря в целом, как отметил директор ООО «Ремонтник» Владимир Грачев, с точки зрения подхода к предоставлению жилищно-коммунальных услуг Россия, ЖКХ которой сегодня в стадии реформирования, перенимает международный опыт, проверенный десятилетиями.

Светлана СЕДОВА

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх