ОДНОЙ СТРОКОЙ

Эталонная картина XVII века

В Серпуховском историко-художественном музее настоящий праздник: коллекция западноевропейской живописи пополнилась натюрмортом XVII века от фламандца Николаса Каве. Картина «Сокол и битая птица» в настоящий момент единственное достоверное произведение этого художника. Ценность данного экспоната помимо художественной составляющей заключается еще и в том, что он может служить эталоном, позволяющим выявить другие работы Николоса Каве, которые, возможно, ошибочно приписывают другим мастерам. Презентация картины состоялась в пятницу, 23 декабря.

Для сотрудников музея появление такого экспоната стало прекрасным новогодним подарком. Казалось бы, чего особенного: государство купило для государственного музея картину – по идее так и должно происходить. Но для СИХМ это событие не просто редкое, а практически экстраординарное.
— Серпухову, с одной стороны, повезло – здесь была значительная коллекция работ западноевропейских мастеров еще до революции, — сказал доктор искусствоведения Вадим Садков. — Но, с другой, – Серпуховский музей в силу того, что он районный, был обделен вниманием и практически не получал дополнительные экспонаты. Да, в 20 годы были некоторые поступления, но это скорее был результат каких-то недоразумений в движении предметов искусства по территории необъятного Советского Союза, нежели целенаправленное формирование фонда. Все, что сюда попало после Второй мировой войны, – это очень редкие и малозначительные поступления, например, в 70-е годы из Эрмитажа получили несколько чашечек, блюдечко орденского сервиза. Вы понимаете, насколько это незначительно. А в это время областные и республиканские музеи активно «паслись у кормушки». Я как член государственной закупочной комиссии наблюдал, сколько сил пришлось потратить, чтобы получить эту картину и доказать, что она нужна именно серпуховскому музею. Данная работа принадлежит к раннему фламандскому натюрморту, который довольно скудно представлен в российских музеях. Заполучить ее хотели многие. Почему в итоге эта картина все же досталась Серпухову? Ответ простой: здесь она совершенно точно будет висеть в экспозиции, и с ней смогут ознакомиться все желающие. Именно поэтому государственная закупочная комиссия отдала предпочтение местному музею.
Картина «Сокол и битая птица» давно была в фотоархиве государственного бюро художественной документации в Гааге, но до недавнего времени автор был не установлен. Памела Гиббс-Декото в своей монографии опубликовала эту работу как картину неизвестного мастера круга Клары Петерс. Но Гиббс-Декото видела только фотографию и не имела возможности различить подпись в левом нижнем углу. Проведенное исследование подтверждает подлинность подписи Каве, находящейся в авторском живописном слое. Об этом свидетельствует характер написания букв, их связь с основным красочным слоем и микрокракелюр в месте их расположения.
— Это то, что нам действительно нужно, картина отлично ложится в нашу коллекцию, заполняет некоторую нишу, она пойдет прямо в экспозицию, и уже с нового года наши посетители смогут с ней ознакомиться, — сообщила главный хранитель музея Татьяна Быкова.
Картина была приобретена за счет средств Министерства культуры РФ у коллекционера Михаила Перченко. Сумма закупки не уточняется.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх