ОДНОЙ СТРОКОЙ

Экспонаты из «дворянских гнезд»

Обзорная экскурсия по Серпуховскому историко-художественному музею рассчитана на полтора часа, но этого времени хватает только на то, чтобы показать посетителям главные картины экспозиции: Шишкина, Поленова, Айвазовского, Васнецова, Гончаровой. На Шильдера, Боголюбова, Жуковского, а уж тем более на антикварные мебель и посуду экскурсионного времени просто не остается. Вот я и решила в наши следующие экскурсии по музею включить именно те экспонаты, которые, говоря языком кино, чаще остаются за кадром...

Начнем мы сегодня со второго зала музея, который считается портретным. Но есть в нем один уголок, который смело можно назвать «пушкинским», поскольку всё здесь находящееся так или иначе связано с именем поэта: и картины, и невзрачный комод с зеркалом, и потертые кресла с короткими ножками…
Обязательными для ознакомления в этом зале являются так называемые «парные портреты стариков» кисти Александра Орловского. Экскурсовод расскажет вам, что написаны они не маслом, а в технике трех карандашей и очень напоминают портреты стариков великого Рембрандта. А еще вы узнаете, что автора этих картин Александр Сергеевич Пушкин знал лично и в поэме «Руслан и Людмила» упомянул о нем: «Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу». Потухший взгляд стариков направлен не на вас, они скорее смотрят сами в себя и в свою прошлую жизнь… Интригует?

Зеркало, в которое смотрелась Наталья Гончарова
Прямо под этими портретами стоит туалетный стол-комод с подвижным большим зеркалом «псише», украшенный резьбой. Он попал в Серпуховский музей из имения Лопасня-Зачатьевское, которое находилось в соседнем городе Чехове в те времена, когда он еще не носил имя великого писателя, а именовался по названию небольшой речушки — Лопасня. Еще эта усадьба часто называется по нескольким фамилиям тех, кто в ней когда-то проживал:»Усадьба Васильчиковых, Гончаровых, Пушкиных и Ланских.»
Наталья Николаевна Гончарова после смерти поэта второй раз была замужем за генералом Ланским и в Лопасне у родственников мужа вместе со своими детьми бывала часто. Так что вовсе не исключено , что в это зеркало комода она тоже смотрелась… Кстати, старший сын поэта, Александр Александрович Пушкин, здесь же, в Чехове, и похоронен. Там же упокоены и его дети, внуки поэта. Еще одна примечательная деталь: в этой усадьбе часто бывала и старшая дочь поэта Мария Гартунг, а она, как известно, стала прототипом для Льва Николаевича Толстого в его работе над образом Анны Карениной. Трагическая судьба самой Марии Гартунг — отдельный рассказ для отдельной публикации.
Таких вот деталей, таких ниточек, связывающих этот казалось бы ничем не примечательный комод с биографией самого Пушкина, немало. Впрочем, за каждым музейным экспонатом стоит целая история жизни людей, которым эти предметы принадлежали…

Кресла, в которых, возможно, сидел сам Пушкин
По обеим сторонам комода в этом же уголке стоят потертые кресла с подлокотниками в виде сфинксов и короткими ножками. На этот момент часто обращают внимание посетители музея. Обычно они спрашивают, как можно было в них сидеть людям высокого роста. Ответить на этот вопрос можно только с юмором, а вот история имения, из которого они попали в Серпуховский музей, очень серьезна и заслуживает отдельного рассказа.
Как известно, нынешняя коллекция СИХМ формировалась из разных источников, в том числе и из старинных дворянских усадеб, каких в Подмосковье было немало. Одна из них — Усадьба Остафьево, которая принадлежала князьям Вяземским и находилась в Подольском районе, но после революции 1917 года она была национализирована и до 1930 года действовала как музей. В 1930-м музей был закрыт, помещение отдано под пионерский лагерь, а все экспонаты рассредоточены по разным музеям Подмосковья. Эти кресла решили отправить в Серпухов…
Кстати, в прошлом, 2016-ом году, к 250-летию Карамзина, музей вновь открыл свои двери после реставрации. Что же до истории Остафьева, то известно, что этой усадьбе Карамзин посвятил большую часть своего «Государства Российского». В этом месте не один раз бывали Пушкин, Жуковский, Грибоедов и Гоголь. Александр Сергеевич приезжал сюда к своему другу и одному из владельцев усадьбы — поэту Петру Вяземскому. Они были знакомы с ним еще с лицейских времен, сохранилось немало их писем друг другу. Более того, Пушкин даже планировал свою свадьбу с Натальей Николаевной Гончаровой провести именно в Остафьеве. Он неоднократно упоминал Вяземского в своем романе «Евгении Онегине», а его крылатая фраза « и жить торопится, и чувствовать спешит» — суть есть характеристика Петра Вяземского. После смерти Александра Сергеевича его вдова Наталья Николаевна передала часть пушкинских вещей Петру Вяземскому. В свою очередь его сын Павел Петрович Вяземский перевез их в Остафьево и разместил в кабинете Карамзина, где Пушкин останавливался во время своих приездов в усадьбу. Среди пушкинских реликвий здесь был и знаменитый портрет Жуковского, подаренный им Пушкину в 1820 году с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». В 1913 году в Остафьеве был торжественно открыт памятник Пушкину…
Как видите – всего лишь один уголок в провинциальном музее дает возможность провести здесь целый наглядный урок литературы. (Педагогам на заметку. Прим. ред.).

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх