ОДНОЙ СТРОКОЙ

«Его картинам названия не нужны…»

Так писал о Владимире Маковском народный художник Борис Иогансон. И заключил: « Они могут быть безошибочно даны самими зрителями». И это - на самом деле так. В коллекции Серпуховского историко-художественного музея творчество Владимира Маковского представлено, пожалуй, полнее всех других художников: не одно, не два, а сразу несколько его полотен размещены в зале передвижников. Давайте подойдем к ним поближе, вглядимся внимательнее и попробуем сами дать им названия… Но для начала вспомним его наиболее известную и печальную картину – «Свидание».

…Из деревни в город пришла крестьянка навестить своего сына, отданного «в люди». Котомка и палочка брошены рядом, а женщина, подперев щеку рукой, горестно смотрит, как жадно ест сын привезенную ею булку…
Вспомнили? Казалось бы, в полотне нет никакого надрыва, но как эта сцена «царапает душу», как напоминает чеховского Ваньку Жукова! Кстати, именно так выражали художники-передвижники суть своего творчества: «картины должны царапать душу».
Владимир Егорович Маковский до конца своих дней оставался верен идеям передвижничества. Он посещал богадельни Москвы, знал все ее захолустья и трущобы, но на его картинах нет такого уж резкого обличительства, зато очень хорошо представлена «отрадная повседневность»: скромные радости и нехитрый быт простых людей. Именно такой является и та подборка полотен, что представлена в Серпуховском музее.
Свою самую большую и выразительную картину на тему сельской жизни художник назвал «Молебен на Пасхе». Он писал ее по этюдным материалам, собранным на Орловщине, и потому работу можно смело назвать репортажной. То есть он эту сцену не придумал, а увидел воочию, когда приехал в конкретное село Селище, в имение своих друзей Масловых. И что же он там увидел? А то, как накануне Пасхи священник с певчими обходит дворы своего прихода и освящает нехитрую крестьянскую снедь. Событие далеко не рядовое, собирается на него, надев свои лучшие наряды, вся большая крестьянская семья. А художник успевает взять бумагу и карандаш… Может быть, именно поэтому сельская сцена получилась очень правдивой. Она интересна разнообразием народных костюмов, в ней весьма колоритные народные типажи. Уже потом, в Москве, для образа священника Маковскому позировал композитор Танеев. А вот все собравшиеся на молебен крестьяне, повторюсь, писались исключительно с натуры.
Вторая картина, которая тоже вызывает неизменный интерес у посетителей музея, сравнительно небольшая по размерам, жанровая сцена — «В избушке лесника». В свое время она получила восторженную оценку критика Стасова, который считал это произведение искусства подлинным шедевром. Изображены на полотне охотники «из господ», которые остановились на привал в убогом жилище старого лесника. Выражение лица угрюмого хозяина избушки красноречиво говорит об его отношении к непрошеным гостям. Господ вынужден сопровождать егерь, у которого нестерпимо ноет больной зуб, он наскоро перевязал щеку какой-то не очень чистой тряпкой. У печи, в углу, спиной к нам стоит жена лесника, и хотя мы не видим ее лица, по одной сгорбленной спине все понимаем и про ее место в семье, и про ее смиренный характер и про ее жизнь…
В этом же зале посетители могут увидеть и другие картины и этюды кисти Владимира Маковского: «Поздравление», «Оптимист», «В жаркий день», «Охотники на привале». Некоторые из них совсем невелики по размеру, в них уже не так много действующих лиц, но они настолько фотографически точны, что посетителям музея действительно не нужны названия, они все видят сами и сами домысливают происходящее. Художник, обладая замечательным даром рассказчика, тонким юмором и редким умением подметить детали, лишь помогает зрителям понять дух того времени, той эпохи. А это самое главное, за чем люди ходят в музей!
Совсем недавно отмечалось 170-летие Владимира Егоровича Маковского, и нет нужды убеждать кого-то, что его картины выдержали проверку временем. Сегодня, когда уже крестьянских детей не отдают «в люди» и ушли в небытие некоторые реалии той жизни, его картины и изображенные на них сюжеты и волнуют, и радуют, и трогают людей…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх