ОДНОЙ СТРОКОЙ

Две коллекции в одной выставке

Новая экспозиция в Музейно-выставочном центре приглашает познакомиться с таким видом графического искусства, как гравюра.

Материал для изучения более чем любопытный – порядка 40 работ, датирующихся XVI-XX вв. и выполненных в разных техниках. Данная выставка – лишь крохотная часть собрания московского коллекционера Владимира Беликова. Образования художника или культуролога этот человек не имеет – его профессиональные интересы лежат в другой области – научной. Владимир Гурьевич — доктор технических наук, академик российской Академии проблем качества, член Президиума IAP, член Национального союза библиофилов. Тем не менее он настолько долго занимается коллекционированием гравюры, что может дать сто очков вперед иному искусствоведу по осведомленности в данном вопросе. Владимир Беликов собрал впечатляющую коллекцию из 15 тысяч экземпляров, причем активно занимается популяризацией этого вида искусства – он организовал более 40 крупных выставок в России и за рубежом, написал множество статей о художниках-графиках и их произведениях.
Экспозиция «Удивительный мир гравюры», которая на месяц приехала в Серпухов, несмотря на свой небольшой размер, позволяет получить полное представление о том, что такое гравюра и как она развивалась с течением времени. Изначально этот вид искусства появился как способ получения тиражируемых изображений, прежде всего, для книгопечатания. Исторически первой была придумана ксилография, при которой автор вырезает изображение на дереве и потом с этой доски может получить некоторое количество копий. На выставке есть примеры таких работ, самые старые – две гравюры середины XVI века французского мастера Канделя Девида. В конце XVI — начале XVII вв. появляется гравюра резцом на металле, а затем и офорт. Такие формы были гораздо прочнее и позволяли делать довольно много отпечатков. В это же время гравюра получает новое применение: известные художники заказывают репродукции своих картин в рекламных целях, что, впрочем, не мешает гравюре развиваться как самостоятельному виду искусства.
— На этой выставке представлены совершенно уникальные произведения западноевропейских мастеров, — говорит Вера Тимофеева, – в том числе от таких известных графиков, как, например, Корнелис Блумарт II. Он происходил из богатой нидерландской семьи художников и достиг очень серьезных успехов в гравюре. Здесь, кстати, есть и работа его брата Фредерика, который проиллюстрировал один довольно известный сюжет – «Великодушие Сципиона Африканского». Знаменитый римский полководец прославился своим снисхождением к врагам. После взятия Карфагена ему привели в наложницы дочь богатого горожанина, но он, узнав, что у девушки есть жених, позвал этого человека и устроил им пышную свадьбу, показав, что он не желает горя завоеванному народу. Этот сюжет очень популярен был среди художников. Есть работы французских и немецких мастеров, в том числе и более позднего времени, например, Рудольфа Стампа. Здесь представлена его репродукция работы одного из известных австрийских художников того времени Ханса Зацка. Это тот пример, когда гравюра, на мой взгляд, поучилась лучше оригинала, потому что если посмотреть картины Зацка, то мы увидим, что они совершенно салонные – слащавые сцены с амурами и красивыми девушками. Но именно в черно-белом варианте они преображаются.
Гравюра способствовала построению знаний о других странах. Так, например, на выставке можно увидеть работу Бенджамина Смита «Зимний транспорт в России» – это иллюстрация ко «Всемирной географии» Джорджа Милара. Что интересно, дети, нарисованные среди саней и снега, изображены голыми. Видимо, в Европе были уверены, что русские люди, живущие в суровых погодных условиях, настолько привычны к такому климату, что не одевают малышей даже на морозе.
Изрядную часть экспозиции составляют произведения советских мастеров. Среди них можно отметить таких известных графиков, как Дюран Доленджашвили, Виктор Дувидов, Николай Воронков, знаменитейший иллюстратор детской книги 20-30 годов Владимир Лебедев и другие.
В рамках выставки «Удивительный мир гравюры» представлена еще одна любопытная коллекция, владелец которой предпочел не афишировать себя – это уникальное собрание из более чем 40 старинных богослужебных русских книг. В них как раз можно наблюдать применение гравюры, причем не только для иллюстраций, но и для других декоративных элементов: рамок, заставок, орнаментов.
— Самая старая книга здесь, начала XVII века, из так называемого литургического набора – это октоих или восьмигласник, — пояснила Марианна Пантелеева. – Она была выпущена одним из самых известных старопечатников первой волны Никитой Федоровым Фофановым. Его издания очень ценились и отличались качеством набора и орнаментов. Любопытно собрание книг из Киево-Печерской лавры – они отличаются большим количеством иллюстраций, украшений, орнаментов – такое хорошее книжное барокко, которое было не характерно для московских печатен. Еще один интересный экспонат – июльский том из минеи — расширенного церковного календаря, в котором содержатся описания праздников, жития святых, дополнения акафистов и комментарии. На каждый месяц была отдельная книга. Очень часто такие минеи были вкладными в храм – их дарили богатые благотворители.
Марианна Павловна также объяснила, почему на большинстве книг довольно широкие поля – неоправданно большие, на первый взгляд. Их оставляли с таким расчетом, чтобы листы можно было повторно переплести, если обложка износится. Более того, часто бывало, что книга получала переплет не сразу – она продавалась в тетрадях, которые каждый мог отдать в мастерскую и оформить так, как хочет. В качестве примера можно привести напрестольное Евангелие, в богатом окладе, явно сделанном по индивидуальному заказу.
Две коллекции, объединившись в одной выставке, заиграли новыми красками, отлично дополнив друг друга. Экспозиция получилась довольно познавательной, правда, чтобы получить информацию в полной мере, стоит воспользоваться услугами экскурсовода, иначе можно упустить массу любопытных исторических подробностей. Посетить выставку можно до 28 мая.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх