ОДНОЙ СТРОКОЙ

Древнему храму — древняя техника росписи

Фрески, исполненные в древней технике, украсят Введенский собор Владычного монастыря. Совсем скоро прихожане этой святой, намоленной обители смогут ими любоваться.


Мастер нажал на выключатель. В соборе потемнело, лишь слабые лучики света проникали внутрь через небольшие оконца. Но даже этой малости хватило, чтобы роспись на стенах словно ожила, краски засветились. Такого удивительного эффекта удаётся добиться  только благодаря древней технике фрески. Именно к помощи этой техники решили прибегнуть художники, которых пригласили расписать стены Введенского собора Владычного монастыря.
Сегодня, глядя на их размеренную работу, уже сложно представить, что всего 17 лет назад, когда в обители после долгих лет запустения была возрождена монашеская жизнь, все строения находились в полуразрушенном состоянии. Собор также представлял из себя весьма удручающее зрелище: осыпающиеся стены, пустые глазницы окон, практически полностью утраченная стенная роспись.
Тем не менее история храма имеет глубокие корни. Введенский Владычный монастырь был основан в 1360 году по велению святителя Московского Митрополита Алексия. Первоначально собор  был выстроен в дереве. В 1362 г. возведён каменный храм. Во времена Бориса Годунова на дарованные им же средства собор был перестроен и расширен. В 18-м веке у храма была переделана кровля, пристроены главки. Перестройкам собор подвергался и в советское время, когда территория принадлежала военному училищу РВСН.
Только в 1997 году началось восстановление Введенского собора: храм покрыли временной кровлей, чтобы остановить процесс разрушения. Спустя 2 года, когда во Владычный монастырь поступило крупное пожертвование, на эти средства удалось восстановить купола и поставить кресты.
В 2000-м был снят пласт земли и освобождён цоколь здания, а уже на следующий год проведены раскопки внутри собора, с тем чтобы выяснить, не требуется ли укрепить стены.
Затем у собора убрали четырехскатную крышу и вернули кровле позакомарные, то есть полукруглые завершения. Храм побелили, однако оказалось, что известь плохо держится на белом камне, и от этой идеи пришлось отказаться и приступить к реставрации белокаменного покрытия.
В 2009 году в здании храма были выполнены  внутренние работы: проведено отопление, сделаны полы, оштукатурены стены. И, наконец, полтора года назад реставрация вышла на финишную прямую — художники приступили к росписи стен собора.
Для работы мастера выбрали стиль росписи и традиции художественного языка, которые сложились к 14-му веку, когда и был  выстроен первый белокаменный собор.
— Это время споров о «нетварном Свете», о преображённой плоти, об учении Григория Поломы, где говорится о «нетварной энергии», о том состоянии, в котором некоторые святые находились еще будучи на земле, и в котором находятся в Царствии Небесном», — пояснил нам дух того времени Павел Громов, руководитель группы художников.
Посредством различных художественных и технических приёмов живописцы стремятся передать таинственное проникновение Небесного Царства в земной мир. Фреска помогает добиться этого эффекта. Фресковое искусство в современной России – явление довольно редкое. Прежде всего, это объясняется тем, что фреска требует очень высокого и разнопланового уровня профессиональной подготовки, а профессионалов как раз и не хватает. У художников, которые работают над росписью Введенского собора, за плечами иконописная школа Троице-Сергиевой лавры и большой опыт работы (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Дивеевский монастырь, Покровский монастырь в Хотьково, Русский православный комплекс в Иордании…). Но даже профессионалы  при всём своём желании не всегда могут взяться за фреску, ведь она  весьма «капризна». Избыток выхлопных газов в воздухе или же ошибки, допущенные в ходе реставрации храма, — роспись в этой технике будет невозможна. В случае  с Введенским собором Владычного монастыря художникам несказанно повезло: все условия были соблюдены. В обители ведётся научная реставрация. Ход работ тщательно контролирует министерство культуры Московской области. Столь же трепетное отношение к работе сохраняется и на её завершающем этапе. Фресковая живопись требует долгой и тщательной  подготовки стен: их обрабатывают антисептиком, сушат и лишь после этого наносят слой штукатурки. Как правило, площадь оштукатуренной поверхности — от 2 до 5 квадратных метров, чтобы пока она не высохла, нужно успеть выполнить роспись этого фрагмента. Кстати, краски из натуральных пигментов художники готовят сами.
— Фреска требует быстрого, внимательного и сосредоточенного отношения, — говорит Павел Громов. — За короткий срок нужно заложить основу. Детали уже можно дописывать по сухому материалу.
Ошибиться нельзя, иначе бракованный фрагмент придётся скалывать. Поэтому сюжеты и образы прорабатываются в эскизах. Так как по преданию сам монастырь был поставлен по особому изволению Божией Матери, то роспись «четверика» (основного объёма храма) будет посвящена земной жизни Богородицы. Разработан  художниками и эскиз следующей сцены: святитель Алексий вместе с первым настоятелем и строителем монастыря Преподобным Варлаамом вручают Божией Матери обитель, сооружённую в её честь.
Художники уже завершили роспись купола и перешли в алтарную часть. Впереди самый большой фронт работы в основном объёме собора. Когда же  полностью отреставрированный собор предстанет взору серпуховичей и гостей города во всём своём великолепии? Ответа на этот вопрос ни художники, ни настоятельница обители не дают. Знают одно – работать нужно строго по правилам, тогда фреска станет тем пространством храма, которое даст человеку могучий импульс для молитвы и возведёт его в Горний мир.

Фреска (от итальянского  fresche — свежий) — живопись по сырой штукатурке.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх