ОДНОЙ СТРОКОЙ

Дождливая весна 1918-го

Полотно известного советского художника Фридриха Лехта «Весенний пейзаж» пополнило коллекцию серпуховского музея. Ценность картины, изображающей деревенскую дорогу неподалеку от Санкт-Петербурга, трудно переоценить. Написана она была в 1918 году, когда в связи с драматическими событиями в стране предметов искусства создавалось значительно меньше, чем прежде, и уж совсем немногие из них были посвящены мирной жизни.


— «Весенний пейзаж»  был приобретен в одном из московских антикварных магазинов на средства, выделенные Министерством культуры Московской области, — рассказала главный хранитель Татьяна Быкова. —  Мы сами выбрали произведение, которое лучшим образом дополнило бы нашу коллекцию. Эта картина подходила сразу по нескольким параметрам – во-первых, у нас мало полотен этого временного периода, а кроме того, она является ярчайшим примером раннего этапа творчества живописца. Подлинность работы доказана двумя экспертизами.
Несмотря на то, что пейзаж изображает весеннюю природу, он выполнен в достаточно мрачных тонах: серое небо затянуто облаками, которые отражаются в лужах, скопившихся по краям дороги. Даже несмотря на то, что кое-где ландшафт освещен солнцем, можно сделать вывод, что весна 1918 года выдалась достаточно дождливой. По крайней мере, в местах, где её запечатлел автор.
 — Вероятнее всего, на представленной работе изображены окрестности деревни Пенино под Санкт-Петербургом, так как  в собрании внучки Лехта имеется парный к этой картине этюд с авторским названием «Дорога к Пенино», — пояснила заведующая сектором выставок Ирада Ворсунова. – Кроме того, сохранился этюд, по которому впоследствии был написан «Весенний пейзаж». Он также находится в коллекции внучки. Таким образом, мы можем понять, почему природа изображена достаточно мрачно – как известно, в окрестностях Санкт-Петербурга хорошая погода бывает не часто. Так что колористическая гамма для данной полосы России подобрана очень удачно.
Приобретенная картина достаточно интересна и значима, для того чтобы войти в постоянную экспозицию музея. Вместить ее в зал «Мир искусства» на втором этаже удалось с трудом: пришлось несколько «потеснить» остальные полотна, вывешенные на стенах. Впрочем, такая «скученность» нисколько не мешает по достоинству оценить как «Весенний пейзаж», так и прочие произведения искусства в этом помещении.

Лехт Фридрих (Фердинанд) Карлович (1887-1961) – видный художник, скульптор, общественный деятель советского искусства, один из учредителей ассоциации художников революционной России. В разное время был главным музейным и театральным экспертом, заместителем директора Третьяковской галереи, директором театра им. Станиславского. Гигантская скульптура «Рабочий» авторства Лехта была установлена на Красной площади и высилась там два года. Потом на этом месте был построен Мавзолей. Стараниями скульптора и художника были созданы надгробный памятник Бауману, открытый в 1926 году, и фонтаны на Московском ипподроме в 1932-м.  Совместно с художником Бардиченко и архитектором Покровским Лехт трудился над мозаичным панно на станции «Автозаводская» Московского метрополитена.  Его работы находятся в Третьяковской галерее, музеях Революции и Красной армии и многих других. А теперь – и в Серпуховском историко-художественном музее.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх