ОДНОЙ СТРОКОЙ

Дадут на выбор: прибор учета или повышающий коэффициент

Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению для жителей в домах без счетчиков вырастут с 1 января 2015 года, а еще раньше в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг может появиться строка «Плата за установку общедомового прибора учета». Новые показатели потребления будут устанавливаться путем простого умножения существующих показателей на повышающий коэффициент. Постановлением Правительства РФ № 344 (от 16.04.2013) нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению с 1 января по 30 июня 2015 года будут пересчитаны с учетом коэффициента 1.1, с 1 января по 30 июня 2016-го — 1.4, с 1 июля по 31 декабря 2016 года — 1,5, а с 2017-го — 1,6. То есть чем дальше в лес, тем больше дров.  Повышающие коэффициенты,  впрочем, станут применять при расчетах за потребленные услуги лишь в случае отсутствия общедомовых и квартирных счетчиков, правда, с оговоркой – это не коснется собственников тех многоквартирных домов, где нет технической возможности эти самые приборы устанавливать.


— На мой взгляд, это не совсем правильный метод стимулирования жителей экономить энергоресурсы, — говорит директор управляющей организации ООО «Ремонтник» Владимир Грачев. — Но постановление правительства, равно как и закон «Об энергосбережении», нам придется исполнять, хотим мы этого или нет. Сложно сказать, как это будет обстоять на практике, но если власти пока не намерены штрафовать граждан за отсутствие внутриквартирного прибора учета, то вот управляющим компаниям и товариществам собственников жилья будут грозить штрафные санкции. 
Срок, до которого нужно было установить счетчики, как требует Закон «Об энергосбережении…»,  прошел, но граждане не спешат принимать решения по установке общедомовых приборов. Постановление №344  как раз и  вводит непопулярные экономические меры понуждения собственников жилья к установке общедомовых, а также квартирных приборов учета воды, электроэнергии и тепла в виде повышающих коэффициентов на неучтенные ресурсы. До 2017 года они, по прогнозам экономистов Минрегионразвития,  могут вырасти до 50 — 60%.
— Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме определяют общедомовые приборы учета как общее имущество. Кто должен приборы устанавливать?
— Мы, как управляющая организация,  обязаны обеспечить процесс,  урегулировать данный вопрос с собственниками, в том числе и способы оплаты, если собственники решат доверить установку нам, управляющей организации. Хотя они могут заняться этим и сами – это  уж как решит большинство. Мы дома на возможность установки коллективных приборов учета уже сейчас обследовали, знаем, где это технически возможно, а где нет, выполнены и проекто-сметные работы. Свои предложения собственникам в листах заочного голосования направили. Более того, мы нашли инвестора, согласного предоставить узлы учета и смонтировать их. При необходимости с рассрочкой платежей на 5 лет, но об этом скажу чуть позже. Управляющая организация при этом выступает не только посредником, но и в качестве некоего гаранта возврата инвестируемых средств.  
— И какая выгода от установки приборов учета как коллективных, так и индивидуальных нам, потребителям?
— Это позволит перейти на оплату по факту потребления энергоресурсов. Другими словами, при наличии в доме узлов учета, за холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение,  плата для граждан, озаботившихся  установкой индивидуальных приборов учета, будет зависеть от отношения объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного прибора учета, к сумме объема ресурса, измеренного индивидуальными приборами учета, и объема ресурса, определенного исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Общедомовый прибор учета позволяет контролировать и исключить вообще потери воды от центрального трубопровода до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявлять утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома – то есть четко представлять, где именно идет утечка, соответственно, своевременно устранив – экономить.
— С собственниками все понятно. А что с нанимателями муниципального жилья по договорам социального найма?
— Здесь мы руководствуемся несколькими нормативно-правовыми документами. Давайте смотреть: ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет муниципальный жилищный фонд как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. А Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 №315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения» устанавливает обязанности нанимателя и наймодателя жилого помещения.  Обязанность производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения возложена на нанимателя, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения – обязанность наймодателя. На основании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, установка приборов учета энергоресурсов относится к работам капитального характера. Таким образом, делаем вывод: собственник должен обеспечить установку в своих помещениях  индивидуальных приборов учета,  и  поучаствовать пропорционально доле в  оплате расходов на установку коллективных приборов учета.
— Судя по листам заочного голосования (а я смотрела дома, которые обслуживает ООО «Жилищник-4»), стоимость коллективных приборов существенно разнится. Почему?
 — Цена зависит от разных факторов. Прежде всего — сами приборы. Можно купить, к примеру, «Жигули» первой модели, которые проедут сто километров и встанут, а можно —  «Шевроле» эконом-класса и проездить десятки тысяч километров без проблем. Мы искали инвестора в соотношении «цена-качество». Наша обязанность — предложить.  Стоимость же общедомовых приборов учета зависит от разных  факторов. Тут учитываются диаметр сечения трубопровода, разной в каждом доме комплектации,   объем  пропускаемых через сети дома воды,   площадь дома и общее количество квартир (подъездов),  проект, технические нюансы установки приборов. Например, на горячее и холодное водоснабжение ставят два блока, в доме, где его нет, – один. На каждый дом свой проект. Узел учета энергоресурса должен обеспечивать передачу данных по каналам связи в систему сбора и обработки информации. Если говорить об ООО «Жилищник-4», то давайте рассмотрим пример девятиэтажного дома №136 по улице Ворошилова. По нашим расчетам, общедомовой прибор учета тепловой энергии будет стоить 218000 рублей, холодной воды – 115000, стоимость проектных работ составит 16000, а программно-технический комплекс учета и контроля конкретного энергоресурса – порядка 50000 рублей. Итого – 400000 рублей. Вообще, предложения составлены гибко, с собственниками мы их обсуждаем и объясняем, что дополнительных денег им платить не придется.
— Кто может не ставить общедомовые приборы учета? Есть ли исключения?
— Есть. Это прописано в ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ. Требования по учету энергетических ресурсов «не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии  составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)». У нас 163 дома из 310 технические возможности как раз имеют.
— Если собственники голосуют против установки общедомовых приборов учета, что тогда? Могут ли ресурсоснабжающие организации поставить их без согласия собственников?
— Могут. И будут. Без согласия собственников установка общедомового прибора учета предусмотрена п.12 ст.13 Закона об энергосбережении. Только тут есть один нюанс: закон возлагает на ресурсоснабжающие организации не только право, но и обязанность — по истечении определенного срока установить общедомовые приборы учета, что означает:  если собственники жилых помещений не хотят приборы устанавливать сами и не доверяют это право управляющей организации, то их и не установят… но только там, где распространяется право собственности. А вот на своем участке сети (к примеру, на границе своей ответственности за трубопровод) поставщики энергоресурсов  установить вправе. И согласия собственников на это совсем не требуется. Еще момент: экономить они на этом не будут и с собственниками советоваться на предмет соотношения «цена-качество» тоже. Поставят такой прибор, который наиболее совместим по параметрам с другими. 
— Какой можно сделать вывод из вышесказанного?
— Повторюсь. Установка общедомовых  приборов учета неизбежна, это, согласно закону, нужно было сделать еще до 15 июля 2013 года, так что время на раздумья закончилось.  Жители должны платить за потребленные ресурсы по факту. Свои предложения собственникам в листах заочного голосования мы направили.

Светлана МУСАТОВА

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован


*

 
Наверх